Процесс расщепления на ранних этапах развития малой группы

Процесс расщепления на ранних этапах развития малой группы
Ольга Кияшко

Студент 2 потока НИГрА

Расщепление обозначает одновременно универсальный феномен и фундаментальный защитный механизм. Оно может быть определено как деятельность, при помощи которой «Я» видит различия внутри самости и её объектов или между собой и объектами. С точки зрения защиты расщепление предполагает неосознанную фантазию, при помощи которой «Я» может отщепить восприятие своего нежелательного аспекта или расщепить объект на два или более объектов для того, чтобы держать порознь поляризованные, несмешиваемые качества. «Я» также может расщепить внутреннее восприятие отношений объектов друг с другом или же может ощущать самость как расщепленную силой, которая, как оно считает, лежит либо внутри, либо вовне личности.

 

Джеймс С. Гротштейн «Расщепление и проективная идентификация»

 

Понятие «расщепление» появилось в истории психоанализа в XIX веке в работах З. Фрейда и Й. Брейера в статьях «Фетишизм», «Расщепление Я в процессе защиты» и в «Очерке психоанализа» в связи с размышлениями о психозе и фетишизме. По Фрейду, эти расстройства затрагивают главным образом отношения Я к «реальности». Их изучение позволило Фрейду выявить особые механизмы отказа от реальности, прообразом которого выступает отказ от кастрации. «С одной стороны, фетишисты отказываются признавать то, что они воспринимают, а именно отсутствие пениса в женских половых органах, причем этот отказ выражается в создании фетиша – подмены пениса; однако, с другой стороны, они признают отсутствие пениса у женщины и делают из этого соответствующие выводы. Обе эти установки сосуществуют в течение всей жизни, не оказывая друг на друга никакого воздействия. Именно это и можно назвать расщеплением «Я».

Для Мелани Кляйн, в отличие от Фрейда, расщепление было устойчивой концепцией на протяжении всей ее работы, играющей важную роль и в ранних, и в поздних ее трудах. Она рассматривала расщепление как один из наиболее ранних защитных процессов, который запускает в действие незрелое Эго в попытке справиться с сильными тревогами, временами охватывающими его. Она была убеждена, что с самого раннего возраста младенец способен к некоторого рода фантазиям, и одной из особенностей этих фантазий является то, что они имеют отношение к объектам. Так, изначальные ощущения удовольствия неотъемлемо связаны с идеей объекта, являющегося источником удовольствия, и, наоборот, переживание страданий связано с идеей объекта, доставляющего страдания.

Первичной функцией расщепления является отделение объектов, ассоциирующихся с хорошими переживаниями, от объектов, с которыми связываются переживания плохие, для того чтобы защитить и сохранить хорошие объекты, от которых зависит выживание Я. Сюда включается как отделение всего, что воспринимается вредным и опасным внутри себя, так и проекция этого во внешний мир.

Кляйн признавала, однако, что процесс расщепления касается не только того, как воспринимаются и организуются объекты; поскольку внутренние и внешние объекты, населяющие мир младенца, неотъемлемо связаны с Эго, расщеплению подвергается и само Эго.

Кляйн полагала, что нормальное расщепление и связанная с ним проективная идентификация являются необходимыми составляющими развития, и что без них базовая дифференциация между хорошим и плохим, так же, как и между самостью и другим, не устанавливается прочно. Таким образом, фундамент для более поздней депрессивной позиции оказывается ослабленным. На депрессивной позиции самость и другой становятся ясно различимыми, индивид распознает, что любимый человек и ненавидимый атакуемый человек являются одним и тем же лицом, и он начинает брать на себя ответственность за свои атаки.

При разработке концепции группы У. Бион обратился к понятиям параноидно-шизоидная и депрессивная позиция, описанным Кляйн, а вернее, к примитивным механизмам защиты, которые включаются в этих позициях. Для более ранней параноидно-шизоидной позиции характерно глобальное, полярное (без полутонов) расщепление восприятия на «добро» и «зло», «плохие» и «хорошие» объекты. Ответные деструктивные импульсы против «плохих» объектов возбуждают страх возмездия, так как психика в бессознательной фантазии функционирует по принципу «Око за око, зуб за зуб». Отмечается конкретное мышление по типу «все или ничего», отрицание беспокоящих аспектов реальности, идеализация и обесценивание. Как следствие типичен «параноидный порочный круг»: страх провоцирует ненависть, а ненависть, в свою очередь, провоцируют дальнейший рост страха возмездия. Психотические части человеческой психики являются универсальными и латентными основами нашей психической реальности, они скрыты, но они никогда не исчезают бесследно.

Когда члены группы сталкиваются с реальными жизненными трудностями, они реагируют по-разному. Некоторые стремятся решить стоящую перед ним проблему, другие регрессируют на более низкий уровень функционирования, ассоциируемый с параноидно-шизоидной позицией, и начинают отрицать, преуменьшать, идеализировать или избегать. Окончательную форму «базовым допущениям» придают испытываемые в группе сильные эмоции. 

То, что У. Бион называет психотической тревогой, рассматривается им в целом как закрытость к групповому опыту, и именно эта тревога активируется на начальной стадии работы группы, перед отпуском группы, при уходе участника, а также в группах с большим количеством участников с тяжелыми личностными расстройствами.

В начале группы ее члены находятся в состоянии тревожных предчувствий. Здесь происходит прощупывание почвы для контакта, есть надежда установить доброжелательные отношения и найти поддержку в группе, увеличивается вера в возможность избавления от страдания, в возможность установления эмоциональных связей между ними, близости. Это ожидания разбиваются о реальность группового процесса.  Участники начинают чувствовать враждебность к другим участниками и к ведущему, а также страх быть атакованными. На этой стадии участник может чувствовать себя отщепленным от тела группы, как ребенок отщепляется от тела матери. Это вызывает страх и гнев, которые расщепляют и разрушают группу, что связано с параноидно-шизоидным компонентом функционирования группы, когда разрушительные фантазии и проекции этих фантазий на других становятся центром динамики группы. Этот компонент также связан с необходимостью сохранить раннюю группу, что вызывает страх разрушения группы, ее единства.

Помимо гнева, который может быть направлен на ведущего, в начале группы есть установка на зависимость от ведущего, вплоть до представления ведущего некоей идеализированной фигурой. Это чувство «хорошей родительской фигуры», которая очень хорошо понимает происходящее в трудной ситуации ранней группы, может быть обратной реакцией на тревогу. Шизоидный аспект параноидно-шизоидной позиции определяет расщепление между плохим и хорошим: на начальной стадии работы группы это может быть расщепление между плохой группой и хорошим ведущим, когда группа воспринимается как враждебная и опасная, а группаналитик - как объект восхищения и поклонения.

Это расщепление является одним из механизмов защиты, которые могут действовать на ранних этапах группы, потому что тревога на этой стадии очень сильна и защитные механизмы действуют подобно тому, как они действуют в первичном характере, в виде проекции, интроекции, проективной идентификации и отрицания. Все они обслуживают одну цель – отвлечь внимание от внутренней жизни группы и индивида в группе. Хотя эти механизмы могут ограничивать терапевтическое движение группы, они также имеют проективную функцию, заключающуюся в том, чтобы позволить группе иметь дело с основными тревогами, когда группа постепенно консолидируется в союз.

На этой стадии развития группы для ведущего наиболее важным является помочь группе почувствовать безопасность и ясно обозначить здесь все пограничные проблемы – отражать тревоги и сомнения, свойственные этой стадии развития группы, а не занимать позицию терапевтического руководства и не делать глубоких интерпретаций. Интерпретации на этой стадии развития группы являются более подходящими, если они направлены на продолжение функционирования группы, а не на раскрытие болезненного сознательного или бессознательного материала. Роль ведущего как «динамического администратора» очень важна на этой стадии группы – поддержание и развитие окружения.

Трудность начального этапа в группе заключается в том, что психотическая тревога участников передается ведущему, и он может погрузиться в нее, это вызов для группаналитика, вопрос ему о том, как он справляется с этой тревогой сейчас и как он делал это в прошлом. Очень важно в этот момент работать с контрпереносом ведущего, быть включенным в тревогу группы, но сохранять силы для заботы об участниках.

В этом месте нужно сказать о важности супервизии, особенно на начальном этапе работы группы. Это поможет справиться с тревогой, разочарованием в себе на фоне действия параноидно-шизоидных механизмов защиты расщепления и дефрагментации. Похожие процессы проходят и у участников группы и могут вызвать у них недовольство по отношению к ведущему.

По мере того как группа входит в устойчивую фазу, остаточная тревога уменьшается, и вместе с этим уменьшается возможность для проявления параноидно-шизоидных симптомов.

back