От репетиторства к групповому анализу

От репетиторства к групповому анализу
Нюдля Санджиева

Выпускница первого набора, практикующий группаналитик на стадии написания дипломной работы, Республика Калмыкия, г. Элиста

Дорогие друзья, хочу поделиться с вами опытом своей работы. По первому образованию я учитель начальных классов. Во время обучения в Новосибирском Институте Группового Анализа я взяла в аренду кабинет. Стала вести репетиторство для детей начальных классов, подготовку к школе в группах. И работала я под супервизией. Постепенно, работая репетитором, внедряла элементы группового анализа.

 

Длительность такой группы 1,5 часа: 45 минут длится терапевтическая часть, 45 минут - репетиторство. Встречаемся обычно 2 раза в неделю. В начале группы ребята играют, общаются. Затем мы садимся в круг, разговариваем, задаём друг другу вопросы. Если есть конфликты в группе, то каждый выражает свои чувства. Во второй части группы мы садимся за парты, то есть идёт занятие по учебному предмету.

 

Многим родителям кажется, что они недостаточно много времени проводят со своими детьми, недостаточно много уделяют времени, и тепла, и внимания. И это они хотят компенсировать за счёт занятий с репетитором. Часть своего внимания, заботы, которую родители не могут дать или недодают детям, они переносят на репетитора, то есть они ищут свою часть «хороший родитель».  

 

Часто дети приходят с отвращением к учебному предмету. Дети говорят в группе: «ненавижу урок русского», «не хочу идти в школу», «ну какой русский, я же математик» или наоборот. Ребята чувствуют беспомощность, нет сил слушать, писать, решать, думать. На таких занятиях у нас есть правила:

- здесь можно говорить, злиться, плакать (без рукоприкладства и оскорблений);

- здесь можно ошибаться;

- здесь нет домашнего задания;

- здесь занятия наши идут в определённые дни в одно и то же время.

У ребёнка есть внутренний конфликт, который выражается в сопротивлении, выученной беспомощности, неуверенности, апатии. На группе ребята выговариваются, выражают злость, плачут. А я принимаю их такими, с разными чувствами, контейнирую. Чувства детей выходят на группе. Именно это и должно произойти. И только потом ребёнок может встретиться с предметом, у него появляются силы для обучения. Я их поддерживаю, показываю детям их первые успехи. А если у них что-то не получается, напоминаю: у нас можно ошибаться, ошибки нам помогают, и можно грустить, и злиться.

 


Во второй части наших занятий мы можем продолжить тему, которую затронули в начале группы. Например, если мы говорили о злости, то на занятии по русскому языку мы составляем предложения об агрессии или о конфликте.

 

Обычно такие группы длятся в течение учебного года. Сама я получаю удовольствие на таких группах. Видеть, как ребята сначала сопротивляются, боятся, сомневаются, а потом становятся увереннее, самостоятельнее и организованнее. Стоит отметить, что у ребят идёт хорошая динамика в усвоении учебного предмета. Групповой анализ помогает решить основную проблему: разрешить этот внутренний конфликт ребёнка, с которым невозможно учиться.

back