Группа как среда для супервизии. Может ли не группаналитик быть групповым супервизором в группаналитической модели?

Группа как среда для супервизии. Может ли не группаналитик быть групповым супервизором  в группаналитической модели?
Андрей Склизков и Елена Шуварикова

Институт Супервизии и Групповой терапии (ИСиГр),

г. Москва

Последние семь лет в России организовано и проводится обучение на курсе «ГРУППА КАК СРЕДА ДЛЯ СУПЕРВИЗИИ» по программе Лондонского Института Группанализа (IGA (L)). Позиция IGA (L) состоит в том, что в программу принимаются опытные групповые психотерапевты различных модальностей. Практика проведения четырех потоков обучения и дипломирования студентов в России показала – созданная в Лондоне программа эффективна для овладения методом группаналитической супервизии профессионалами различных парадигм. На какие критерии опираются аккредитованные Лондонским институтом преподаватели и супервизоры программы, оценивая итоговые работы выпускников и аккредитовывая доказавших свою устойчивость на практике групповых супервизоров?

 

Вначале давайте определим, что мы, организаторы и преподаватели курса «ГРУППА КАК СРЕДА ДЛЯ СУПЕРВИЗИИ», понимаем под термином «Не группаналитик».

 

Кто такие «не группаналитики»?

Ответ мы найдём в тех требованиях к кандидатам на курс, которые были получены от IGA (L). Их три:

  • Кандидаты должны пройти признанную квалификационную подготовку в области психотерапии или консультировании.
  • Кандидаты должны иметь минимум 3-летний опыт работы после получения квалификации. Кандидаты должны быть практикующими специалистами, получающими регулярную супервизию.
  • Кандидаты должны либо уже вести супервизионную группу, либо продемонстрировать готовность набрать супервизионную группу в начале курса.

Таким образом, курс открыт для групповых аналитиков, а также групповых психотерапевтов, индивидуальных психотерапевтов других психотерапевтических направлений, клинических психологов, психологов-консультантов и консультантов, имеющих трехлетний опыт работы после получения квалификации.

 

В 2016 году при организации второго российского потока мы также получили от IGA (L) требования к зачисляющим на курс преподавателям, проводящим собеседования. Перечислим их:

 

1. Необходимо проверить характер клинического опыта кандидата и объем этого опыта (должен быть 3-летний опыт работы после квалификации).

 

2. Необходимо убедиться в том, что кандидаты берут на себя ответственность

во-первых, за свою собственную супервизорскую практику (в частности, готовы набрать свою зачётную СВ группу),

и, во-вторых, являясь частью учебной группы Курса, за обучение по общей программе во всех формах. 

 

Линде Уоттон (Chair International Courses Committee Institute of Group Analysis Председатель Комитета по Международным курсам Института группового анализа) в приветственном письме к организаторам Второго российского потока в Москве 26 октября 2016 г. обращала наше внимание на то, что:

 

 «Эти меры обеспечат соблюдение устоявшихся и уважаемых стандартов обучения IGA как в отношении проведения курса, так и в отношении оценки студентов».

 

Эти требования остаются теми же на протяжении всех этих лет, включая набор на VII поток курса, стартующий в октябре 2024 года.

 

Теперь определим, что для нас значит быть групповым супервизором в группаналитической модели?

Для этого взглянем на те идеи кур

са, которые положены в основу обучающей матрицы Курса. Они сформулированы в Руководстве по курсу, также разработанному в IGA (L).  Их четыре. Вот они:

 

В них два основных фокуса. Один – особая роль супервизора в группе, проводимой в группаналитической модели. Другой – особая форма работы участников группы.

 

Супервизор малой супервизионной группы уделяет внимание следующему:

 

1) Динамическому администрированию;

2) Групповой динамике;

3) Использованию «я» в супервизии;

4) Отслеживанию группы как целого.

 

Остановимся на каждом из них подробнее.

 

1. Динамическое администрирование

В группанализе подчеркиваются аспекты терапевтической работы, которые относятся к рамкам, сеттингу и управлению терапией; для них применяется термин «динамическое администрирование». Эти аспекты в равной степени важны в группаналитическом подходе к групповой супервизии.

 

Динамическое администрирование включает в себя все, что связано с рамками супервизии и с любыми действиями супервизора, которые он предпринимает для оптимального функционирования супервизорской группы. В них входит организация помещения, внимание к границам, забота о своевременном начале и окончании работы. Для не группаналитиков, пришедших на курс из гуманистической терапии, это понятие звучит впервые и новостью является анализ скрытого бессознательного смысла переносов группы во времени и пространстве.

 

2. Динамика в группе

В супервизии, где группа используется как среда для супервизии и как средство супервизии, динамика в группе сама по себе также вносит свой вклад в этот процесс. Эта динамика – часть параллельного процесса, и его обдумывание улучшает понимание терапевтической работы, вынесенной на супервизию. Члены супервизионной группы свободно ассоциируют над материалом, представленным в ходе сессии.

 

Супервизор с группаналитическим подходом отдает приоритет вкладу участников супервизионной группы, оставляя для них пространство и активно поощряя их участие в дискуссии.

 

В то же время супервизор уделяет внимание взаимодействиям в супервизионной группе, время от времени приглашая членов группы поразмышлять о них, чтобы способствовать пониманию терапевтической работы, представленной на супервизию. Например, между членами супервизионной группы могут проявляться сознательное или бессознательное соревнование, соперничество и зависть. Это может быть следствием динамики пациентов из тех кейсов, которые вынесены на супервизию. Такое понимание берет начало в группаналитических концепциях резонанса и отзеркаливания.

 

Резонанс и отзеркаливание описывают параллельный процесс, при помощи которого участники супервизорского пространства могут получить некоторое впечатление о происходящем на терапии.

 

Наконец, супервизору в группаналитической модели полезно держать в голове и отслеживать деструктивные групповые динамические процессы.

 

3. Использование себя в супервизии

Супервизору в супервизионной группе приходится помнить о многих вещах, поэтому бывает, что он/она упускает из виду свое значение для членов группы. Эта тема оказывается в центре внимания при рассмотрении следующих вопросов: как мне следует фокусировать свою интервенцию; должен ли я в этот раз обращаться к конкретному участнику или ко всей группе; когда мне следует выступать с коллегиальной точки зрения и делиться собственным опытом работы; когда мне использовать свой авторитет супервизора; как мне понять и использовать свои контртрансферные чувства, вызванные представленным материалом?

 

Роль супервизора включает в себя поддержку, обучение и вызов. Каждому из этих важных аспектов отводится свое место. Самораскрытие для гуманистических терапевтов выглядит иначе, и опять на курсе не группаналитики пробуют использовать его не как «свежую рыбу», обрушивая свои контрпереносные чувства на группу, а научаясь работать со своими ассоциациями задолго до вмешательства.

 

Наконец, 4-ый фокус внимания Супервизора в нашей модели, и этому умению мы тоже учим на нашем курсе, – это Отслеживание группы как целого.

 

Внимание к супервизанту

Временами супервизионная группа будет стремиться сфокусироваться на терапевте, а не на его клинической работе. Это может быть вполне приемлемо и даже необходимо, особенно во времена сложностей, изменений или кризисов в жизни терапевта. Однако супервизор должен помнить о разнице между терапией и супервизией и о необходимости фокусироваться на центральной задаче супервизирования клинической работы.

 

Внимание к группе \ пациенту

В другие моменты супервизионная группа может увлечься материалом пациента и не думать о терапевте. Это может быть уместно, когда, например, пациент находится в кризисе или группа пережила травматическое событие. И опять же супервизор должен осмыслять ситуацию, иногда привлекая внимание группы к тому, на чем она фокусируется, для дальнейшего размышления об этом.

 

Внимание к контексту организации

Необходимо постоянно помнить о контексте организации, в которой ведется работа, как об источнике параллельного процесса, особенно при меняющейся ситуации или нехватке ресурсов. Возрастающее давление со стороны организации на персонал с требованием отчетности и контроля может влиять на чувства супервизанта в отношении мониторинга его работы на супервизии. Следует учитывать влияние работы в организации с определенной специализацией, например, на аддикции или травмы, поскольку это может приводить к отреагированию  на супервизии, которое необходимо распознавать и понимать.

 


Подведем итог.

Как видите, эти основные идеи Курса – группаналитические. Именно то, что эти позиции группаналитические, и даёт основание считать модель групповой супервизии, предлагаемой этим курсом, группаналитической.

 

Теперь представим критерии, на которые опираются аккредитованные Лондонским институтом преподаватели и супервизоры программы, оценивая итоговые работы выпускников и аккредитовывая доказавших свою устойчивость на практике групповых супервизоров.

 

Первый шаг овладения квалификацией – успешное завершение курса (оценка эссе). Эссе оценивается по вышеперечисленным критериям.  1 апреля 2022 года начался новый этап в оценке эссе выпускников курса квалификационной комиссией уже из британских и российских преподавателей.

 

Второй шаг – через три года выпускник подтверждает свою квалификацию на Аккредитационном совете Института Супервизии и Групповой терапии.

 

Для подачи заявки на аккредитацию необходимо предоставить следующие документы:

1.     Диплом курса «Группа как среда для супервизии».

2.     Рекомендательное письмо от супервизора или Ассоциации групповых супервизоров.

3.     Эссе о супервизорском опыте, полученном после завершения курса.

4.     Заявление о готовности к процедуре аккредитации, адресованное директору Института.

 

После подачи документов проводится онлайн-собеседование с аккредитационным комитетом факультета обучения супервизии. Возглавляет его Роберт Харрис, Robert Harris, преподаватель IGA (L).

 

Заключение

Завершая наш доклад, ещё раз вернемся к вопросу, который мы вынесли в название своего доклада: «Может ли не группаналитик быть групповым супервизором в группаналитической модели?».  Наш ответ: «Да, может».

 

Последние десять лет в русскоязычном поле группового анализа родилась и укрепляется модель групповой группаналитической супервизии.

 

Мы видим, как в подавляющем большинстве случаев супервизоры, пришедшие в неё из других модальностей, только укрепляют её и способствуют её развитию.

 

С другой стороны, освоение ими группаналитической модели групповой супервизии стимулирует интерес и к самому групповому анализу.

back