Старая сказка на новый лад. О тренинге «Группанализ сказки»

Старая сказка на новый лад. О тренинге «Группанализ сказки»
Супрун Татьяна

Психолог, практик группанализа, специалист Школы прикладной психологии и группанализа (г. Красноярск), студентка выпускного курса НИГРА

 

В жизни всегда есть место сказке!

 

Данная статья –  это очередная попытка рассказать о таком методе как группанализ, который мы, две коллеги, – Ольга Макарова и я, Татьяна Супрун, на протяжении нескольких лет используем в тренинге «Группанализ сказки».

 

В статье я обращусь к самому феномену сказки и опыту применения группанализа в работе со сказками, тем самым затронув прикладной аспект группанализа. 

 

Все мы знаем, что сказка, особенно народная сказка, является вместилищем богатой информации, передаваемой из поколения в поколение. Её персонажи, ситуации, в которые попадают герои, сама манера повествования создают особую атмосферу и пространство, в которых «оживают» образы, чувства, мысли, появляются вопросы и в итоге обязательно какая-то мудрость, которая находит внутренний отклик и «указывает» дальнейшее направление мысли, решения, действия. Можно сказать, что со сказкой мы приобретаем опыт, который оказывает влияние на нашу жизнь.

 

Сказки народа позволяют нам почувствовать связь со своими «корнями», приобщиться к культуре своего народа, способствуют формированию внутренней идентичности и характера.

 

А еще образный, метафоричный язык сказки помогает емко и понятно сформулировать то, что трудно бывает выразить обычными словами.

 

С одной стороны, сказка объединяет нас, носителей определенной культуры, а с другой –  оставляет пространство для собственного понимания. Попросите нескольких людей рассказать одну и ту же сказку или описать одного и того же персонажа, и каждый это сделает со своими нюансами.

 

 С. Лангер в книге «Философия в новом ключе: исследование разума, ритуала и искусства» предлагает свою версию появления сказочных историй на разных этапах развития человечества. И самый ранний этап очень похож на те истории, которые рассказывают дети. Это череда образов, в которых могут проявляться фантазии, страхи, желания. Эти образы чаще всего не связаны в логические цепочки. Но со временем персонажи обретают свою форму, имя, паттерны поведения, закрепляется сюжет.

 

 Тренинг «Группанализ сказки» каждый раз, по сути, оказывается новой, неповторимой сказкой, в которую попадают ее участники, и которую они же и творят. Здесь проявляются те самые нюансы одних и тех же персонажей и их паттерны поведения. Тренинг не только дает возможность обнаружить устойчивые способы поведения персонажей (участников), но и по ходу тренинга попробовать их поменять, запуская тем самым и изменения в своей реальной жизни. А проживаемые в процессе тренинга эмоции, которые вполне себе не сказочные, а реальные, становятся неотъемлемой частью личного опыта.

 

Несколько слов о самом тренинге.

 

Тренинг проводится на протяжении двух дней, создавая эффект погружения.

 

Сначала участникам предлагается выбрать сказку, а затем персонажа в ней. Как показывает наш опыт, выбор и сказки, и персонажа всегда не случаен. Он обусловлен жизненной ситуацией, в которой находится человек, и его состоянием. Далее участникам предлагается проанализировать персонажа по предлагаемым ведущими тренинга критериям. Сначала участники это делают самостоятельно, а затем обсуждают со всей группой. И в этом моменте образ персонажа становится богаче, приобретает новые грани и смыслы. В чистом виде группаналитический процесс отзеркаливания. Только в классическом психотерапевтическом процессе это может быть очень болезненно, потому что обращение напрямую обнаруживает уязвимость. Размышления же о персонаже воспринимаются менее лично направленными, участник всегда может отметить, что ему откликается, а что нет. Удивительно, насколько разными могут быть одни и те же выбранные персонажи! В одном из тренингов у нас оказался Колобок размером с клубок, которого можно и не заметить, и Огромный Колобок, разрушающий все на своем пути.

 

Следующая процедура тренинга заключается в том, что ведущие конструируют ситуацию, которая бы помогла каждому участнику понять и проработать болезненные и проблемные моменты, проявившиеся на стадии работы с персонажами, «увидеть» устойчивые поведенческие паттерны в действии и попробовать начать использовать новые, как будто бы обнаруживая и тренируя «новую мышцу психики».

 

Основная работа происходит с закрытыми глазами. Это позволяет погрузиться в мир фантазии и воображения, что развивает образное мышление, дает возможность свободному творческому самовыражению и экспериментированию.

 

«Представьте себе, вы, Волк, конь Юлий, Карлсон, Кощей, Василиса Премудрая, Волк, Колобок, Мачеха, Балда сидите за длинным столом, который стоит в тени раскидистого дуба. На столе перед вами чайные пары, приборы, фарфоровый чайник… Во главе стола сидит элегантно одетый мужчина средних лет с безумным взглядом… Ваши действия…».

 

Увы, сказка когда-то заканчивается… И даже ведущие не всегда могут предсказать чем.

 

Завершающим этапом тренинга «Группанализ сказки» является обсуждение игровой ситуации в кругу, где участники делятся впечатлениями о совместном опыте, переживаниями и открытиями.

 

Зная основные принципы группанализа, имея опыт участия в группе, интуитивно понятно, как этот метод обогащает работу со сказкой в таком тренинге.

 

Как народная сказка является результатом совместного творчества людей, так и возникающая в каждом тренинге новая сказка – тоже результат совместной работы конкретной группы (вполне себе имеющий право на самостоятельную сказку). Так же, как и история каждой группы в группанализе уникальна.

 

Участники и в группе, и в сказочной ситуации взаимодействуют наиболее свойственными им способами, сталкиваясь с последствиями своих действий, узнавая новое и о себе, и о других, проводя параллели со своей жизнью. Это «переходные пространства», где ты не только живешь, но и размышляешь о своей жизни, меняясь в процессе.

 

Как в группе, так и в тренинге приобретается опыт воспринимать себя объемно, в системе взаимоотношений с другими и миром.

 

Вот так, решившись на двухдневное путешествие часто с незнакомыми людьми, открываешь себя, других, мир; понимаешь, как тебе там, где ты сейчас, и куда двигаться дальше. А сказка и группанализ – это два метода, которые органично помогают на этом пути.

 

back