Осознание на тему любви и власти в группе

Осознание на тему любви и власти в группе
Лариса Чудаева

г. Красноярск

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Б.Л. Пастернак

 

В процессе обучения группанализу и участия в разных группах мне стала интересна тема взаимоотношений людей в разрезе любви и власти. Ведь с одной стороны, все мы хотим вступать в связи, стремимся к близости с другими людьми, но с другой – каждый из нас хочет реализовать своё желание, влечение и сделать эту связь приемлемой для самого себя. И эти два противоположных влечения могут создавать конфликт.

 

Темы «любви» и «власти» исследовали теологи, философы, психологи и многие другие представители различных наук и искусств.Я решила опереться в своих рассуждениях на максимально широкие, общеизвестные определения из «Википедии»:

 

Любовь – это чувство, глубокая привязанность и устремлённость к другому, чувство глубокой симпатии (от возвышенной добродетели до самого простого удовольствия).

 

Власть – возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению.

 

Нужно отметить, что я работаю учителем русского языка и литературы, поэтому по ходу разворачивания моих мыслей я буду обращаться за поддержкой к любимым классикам.Вместе с тем я обучаюсь на третьем потоке в НИГРа и постепенно превращаюсь в группаналитика. Поэтому говорить я буду и о группанализе.

 

В группанализ люди приходят с разными проблемами, но в основе большинства из них лежат запутанные представления об отношениях с другими людьми или с важными символическими объектами: «…основным мотивирующим человека фактором является его потребность в отношениях, а не инстинкты» [Шарфф, 2007: 82].

 

В процессе разворачивания групповой динамикизавязываются отношения с участниками группы, с дирижёром-группаналитиком, а в нашей ситуации обучения – с супервизором, большой группой, другими потоками обучающихся, с самим группанализом. Отто Кернберг писал о подобных отношениях так: «аналитическая ситуация – это своего рода клиническая лаборатория, позволяющая нам изучать природу любви в мириадах её форм. Мы исследуем их, основываясь на переносе и контрпереносе» [Кернберг, 2009: 150]. И можно сказать, что возникает некая спираль развития – от влечения к связи с другими до поиска себя и своей идентичности возле других, и это движение как будто повторяется на разных уровнях.

 

Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит (Н.В. Гоголь)

 

Одна из важных задач дирижёра группы – вытащить участника из его крепко запаянной защитами и страхами ракушки. «Мы строим терапевтические рамки с учетом потребности пациента в безопасности и устойчивой близости, проводя регулярные сессии предсказуемой продолжительности» [Шарфф, 2007: 84]. Не секрет, что в момент, когда человек прикасается к своей травме и переживает её снова, он склонен замыкаться, закрываться от окружающих. Психический мир наполняется болью и приближается по состояниюкаутической позиции, отвергая возможность исцеления, которая находится как раз в том, чтобы быть вместе с дирижёром и участниками, разделить с ними травму, впустить внутрь своего мира других. Переживающий своютравму в группе не может быть в этот момент в контакте с другими, ему кажется, что окружающие не поймут его переживания, обесценят жалостью, невниманием или ещё как-то. Это состояние «проглядывает» в строках поэта:

 

Любил с начала жизни я
Угрюмое уединенье,
Где укрывался весь в себя,
Бояся, грусть не утая,
Будить людское сожаленье;

М.Ю. Лермонтов

 

Травма захватывает – участник закрывается. В этот момент любовь в его представлении становится эфемерной, невозможной, даже несуществующей. Появляется боль, ожидается её усиление от действий других. Надежда на связь исчезает, боль её блокирует. И начинается игра «догони меня, дирижёр и группа» или «вы всё равно меня бросите, я лучше первый убегу». Такие состояния переживания участник, поглядывая на окна и двери в поисках путей отступления. Да что уж говорить, я и сама, бывало, в гневе выбегала во время малой группы, нарушив все правила! В этом проявлении не только боль, но и попытка овладеть ситуацией, взять власть в свои руки. Возникает фантазия, что можно, нарушив правила, подняться над группой, ослабить зависимость от возникших связей, как будто захватить власть над другими. Или даже разрушить эту связь с помощью власти, основанной на силе, агрессии. Отто Кернберг писал о власти, рассматривая её «как канал для выражения в групповых процессах агрессии…» [Кернберг, 2018: 25].

 

Но дирижёр и группа не дают так просто убежать. Они вновь и вновь убеждают, что в группе можно остаться, что здесь найдётся место всему – и любви, и ненависти, и страху, и боли. Как ни в чём не бывало они продолжают общаться и принимать. Оказывается, что связь не разрушилась, а любви в душе становится больше.Также становится устойчивее ощущение безопасности, а внутрь раковины вносятся разные мнения из группы: кто-то посочувствовал, кто-то не обратил внимания, кого-то захватило твоё ещё сильнее, чем тебя. И уже сложно быть в критические моменты столь отстранённым и аутичным. Раковина даёт трещину. А в группе становится теплее.

 

И всё-таки дирижёр пока ещё может быть не совсем целостной фигурой в глазах участников. Терапевт как будто принимает разные формы: он то плохой, то хороший. Но в группе терапевт постоянно терпелив и всё время рядом, к нему можно обратиться, даже во время или после того, как участник нарушает правила, отталкивает, пробует все существующие границы на прочность. Ведь пока только в такой форме он может проявить свою власть: проявляя агрессию и насилие.Но дирижёр сохраняет терпение и может зайти так далеко в своих любви и принятии, что уже становится невозможно его отвергать.

 

И только ты видишь ясно, что для терапевта ты важен, тут же замечаешь, что и другие для него также значимы. И ты понимаешь, что дирижёр любит, но не только тебя. Приходит неприятное осознание, что это вовсе не ты такой особенный, а и остальные участники тоже вовлечены в эту любовную историю. Терапевт никого не выбирает, его любовь с каждым, такое оно, его терапевтическое сердце:

 

И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может

А.С. Пушкин

 

На сцену выходит ревность. Время власти – нужно привлечь внимание любой ценой. Какие ещё обиды и боли завалялись… Всё достаётся наружу и предъявляется группе и терапевту.«В соответствии с теорией Фэйрберна, в зависимости от условий, в которых индивид развивался в ранние годы, Эго раздваивает (или расщепляет) опыт на два направления – отвергающее и возбуждающее. Такое раздвоение внутренних объектов стимулирует дальнейшее расщепление, в результате чего происходит еще одна бифуркация - на либидинальное и антилибидинальное Эго и связанные с каждой частью объекты» [Шарфф, 2007: 111].

 

В такой ситуации может пойти в ход отвержение. Хочется любви, но ревность и обида больше. Отвержение – это попытка оставить всю любовь себе, управлять связью, проявить власть: «Если я не могу быть в связи с объектом так, как мне нужно, без конкуренции с другими, то я уйду, разорву эту связь».

 

Так эта любовь невыносима в своей прекрасности, так невозможна в своей желанности, так страшна в своей неконтролируемости, что сложно вслед за Фаустом воскликнуть: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» и отдаться происходящему. Хочется произнести вслед за М.Ю. Лермонтовым:

 

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душой.
Знай: мы чужие с этих пор.

М.Ю. Лермонтов

 

Но вот и ревность ослабевает со временем, особенно если хватает смелости говорить о ней на группе. Как-то незаметно сила хватки этого ядовитого зверя угасает и появляется возможность опять приблизиться к группе. В этот момент можно пробовать просто быть «на связи» или опять попытаться стать лидером, осуществить захват власти, взяв в пару или тройку кого-то ещё из группы. Группа распадается на разные силы, которые объединяются друг против друга. Другие участники тоже не дремлют всё это время и тоже выдают подобные фортеля (трюки). Возникает конкуренция, борьба за власть. Связь в группе начинает «трещать по швам», как ставшие малыми брюки. Так кажется группе, и это сильно пугает и отрезвляет. Да и скучно становится долго враждовать, агрессия вносится в общее поле и гаснет. А бывшие враги очень скоро вызывают прежний интерес. Что-то ценное уже родилось в этой группе ранее, и это признают все (ну, или почти все). Связь в группе восстанавливается. Тепло распространяется всё больше и задерживается в отношениях на дольше.

 

В группе люди стремятся к связи, но могут возникать «помехи», конфликты, такие как:

 

  1. Запутанность. Человек может игнорировать возникшую связь с группой. Он как будто находится в своей реальности, не замечая расположения и внимания к нему. Ему как будто непонятно, связь это или ещё нет.
  2. Страх и катастрофические ожидание. Человек может замечать возникшую связь с другими, но ожидать, что связь исчезнет, прервётся, любовь закончится.
  3. Расщепление объекта – человек то кажется дружелюбным, то холодным и отвергающим. Особенно это может касаться дирижёра группы.

 

Подобные «помехи» на пути установления связей, привязанностей между участниками могут вызывать фрустрацию, агрессию участников. И в этом случае может возникнуть желание контроля связей, управление ими вплоть до разрыва. Возможно, это проявление власти – есть зависимость от другого, влечение к нему и желание быть с ним в связи, но и агрессия (страх потери, ощущение враждебности со стороны другого и т.д.).

 

Роберт Скиннер в предисловии к книге «Сексуальные отношения» Шарфф Джилл Сэвидж, Шарфф Дэвид писал, что «…большинство людей боится сильных положительных переживаний: удовольствия, радости, любви, – гораздо больше, чем ненависти, страха или отчаяния. Негативные эмоции заставляют нас замыкаться в себе, надежно привязывают к земле, помогают ощутить свои границы. Они близки и знакомы нам, поскольку все время повторяются, в то время как большинство положительных эмоций заставляет нас выходить за собственные пределы, несет в себе угрозу изменений и роста, возможно, даже перспективу подчиниться другим или обогатить наше скромное существование»[Шарфф, 2008: 4]

 

Реакции на возникающие в группе связи меняются в зависимости от времени функционирования группы. Как будто от младенческой яростной борьбы за ресурс (внимание дирижёра и других членов группы) к другим стадиям развития, где поведение уже другое. Параноидно-шизоидная позиция (только я есть, остальные служат мне ресурсом), потом депрессивная позиция (учёт мнения других, видение других как личностей, не как ресурсных объектов).

 

И так, через эти качели сближений и отталкиваний с другими пробираешься к самому себе. А если так получится, что в момент уязвимости, когда вдруг случается прорваться сквозь строй защит и страхов, ожиданий кар небесных, возникает очень что-то трепетной, нежное. Просыпается внутренний источник связи, любви, творчества и гения. Ярче всего это, наверное, проявляется в нашей нежной привязанности к животным. Они бессловесны, лаской и полным принятием отвечают на проявления нашей уязвимости, не осуждают, не наказывают, не осмеивают. Любимые звери помогают нам выдерживать нашу уязвимость, разделяют её с нами. Рядом с ними мы кажемся себе лучше и целостнее.

 

«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».

В.В. Маяковский

 

Любовь в виде нежности хрупка, прекрасна и немного печальна. В ней чувствуется скорое приближение конца, мимолётность красоты. Так близок момент завершения этого чего-то замечательного. Это как последние сессии на блоке – хочется остановиться в этом, насладиться, напитаться, но чувствуется, что всё это исчезает. Но остаётся ли связь? Об этом мы размышляем в межблочье.

 

Наверное, поэтому так хороша агрессия, ярость, нападение. В ней всегда есть надежда, что гром прогремит, а небо очистится. Главное, не заиграться в эту игру, а то можно обнаружить себя среди обломков отношений…

 

В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.

М.Ю. Лермонтов

 

И может наступить момент, когда в группе, в случайной фантазии или во сне вдруг случается связь с частью самого себя. Возникает ощущение целостности, любовь заполняет всё. Навсегда ли это? Или хотя бы надолго? Неизвестно. Жизнь и группанализ дышит циклами объединения и разъединения для того, чтобы после очередного соединения разного родилось что-то новое. Любовь, связь с самим собой, целостность.

 

Два фонаря рождют собственные дорожки света каждый на своей территории. Пересекутся или нет эти потоки света, неизвестно, но свет не перестанет существовать в любом из этих случаев.

 

Список использованной литературы:

1. Гоголь Н.В. Повести; Мертвые души –  Москва: Изд-во ТКО "АСТ" : Олимп, 1996. – 683 с.

2. Кернберг О. Конфликт, лидерство, идеология в группах и организациях.

М.: Независимая фирма «Класс», 2018. 424 с. (Библиотека психологии и

психотерапии)

3. Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология/Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000 – 256 с.

4. Лермонтов М.Ю. Стихотворения и проза. – М.: Просвещение, 1987.– 175 с.

5. Маяковский В.В. Стихотворения. – М.: Худож. лит., 1980.–255 с.

6. Пастернак Б. Л. Стихотворения: [16+] / Борис Леонидович Пастернак. – Москва: НЭБ Свет, 2020.– 320 с.

7. Пушкин А.С. Избранное (Стихотворения. Поэмы. Сказки. Драматические произведения. «Евгений Онегин»). – М., «Моск. рабочий», 1975. –544 с.

8. Шарфф Джилл Сэвидж, Шарфф Дэвид Э. Основы теории объектных отношений / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2009. – 304 с.

9. Дэвид Э. Шарфф. Сексуальные отношения: секс и семья с точки зрения теории объективных отношений – Москва: Когито-Центр, 2008. – 302 с.

back