Уязвимость и бюрократия. Эссе
Групповой аналитик, психоаналитик, супервизор, директор Новосибирского Института Группового Анализа НИГрА
Ко второму Сибирскому Форуму «От крика до молчания»
Где-то, а точнее, в Санкт-Петербурге, в 2010 году я промолчала.
И вы уже знаете, вы понимаете, мой уважаемый читатель, я буду говорить о себе.
О себе во времена моего обучения группанализу. Это в первой части моего повествования.
И о моей сопричастности к классу бюрократии, особенно когда я стала директором Новосибирского Института Группового Анализа, и вот уже второй десяток лет им являюсь.
Я взялась за простую и всем понятную в светском или социальном планах тему, ведь у нас, у каждого есть собственное представление и о бюрократии, и об уязвимости.
Вначале разведу эти понятия. А потом посмотрим, где они пересекаются и каковы результаты этих встреч. А эта парочка не обходится друг без друга. Они живы в любой системе: в семье, в образовании, на работе, в сообществах, государствах.
Свела я эти темы вместе ради состояния нашего всеобщего размышления на моем теле души и опыта. Ведь если хочешь открытости от других, начни с себя. И это ой как непросто, я пока писала эти буковки, ощущала себя ужиком на сковородке, так меня крутило сопротивление.
И есть еще причина, по которой мне проще говорить о себе, ведь уже прошел десяток лет, и можно начать кое-что озвучивать. Пусть это проявится и в матрице Института, будут понятнее процессы, что, надеюсь, добавит вариантность для будущего, и проЯснится возможность выскользнуть из привычной колеи на новые дороги.
Поехали!
Только что закончилось заседание Тренингового Комитета Организации Группового Анализа ОГРА, г. Санкт-Петербург. Я в предвкушении. У меня нет сомнений, ведь я столько лет сотрудничала с каждым из ТК, они приезжали к нам в Сибирь, они видели меня в работе, на конференциях, я уже четвертый год с ними учусь группанализу и прилетаю в Питер пять раз в год из Новосибирска.
Я жду, я подала пакет, не вру, целую пачку документов на присвоение мне тренингового аналитика по группанализу. Документы о том, как я вела терапевтические группы в Новосибирске и Барнауле. Вела группы и в организации. Описание всего этого с анализом и выводами я предоставила в ТК. Я все сделала так, как было мне рекомендовано в предписаниях по нормативам для тренингового аналитика, от коллег ОГРА. Более того, мне предложили, и я это сделала, я взяла рекомендацию у Сью Эйнхорн (называю только те имена, от которых у меня есть документ с подписью, в данном случае – рекомендация), она мой супервизор в обучающей Лондонской программе по группанализу, и она возглавляет эту программу, ведет ее, она подписала договор от IGA с ОГРА, и они организаторы этого курса.
Меня не пригласили на это заседание Тренингового Комитета. Оно было закрытым. При этом одним из членов ТК являлся мой группаналитик, и он был на заседании.
Говорю о таких подробностях потому, что до сих пор размышляю о том, стоит ли терапевту участвовать в таких голосованиях.
И вам предлагаю об этом поразмышлять.
И вот заседание закончилось. И ко мне вышла Президент ОГРА Татьяна Билим (назову ее имя, так как мой Сертификат подписан и ее именем) со словами: «Бери то, что дают! За тебя никто не проголосовал, они же в бумажном виде тебе сертификатов не давали раньше!» и вручила мне сертификат, в котором мне сообщается, что
«специальным решением ТК НП «ОГРА», с учетом полученного образования и по результатам выполненных нормативов профессионального группаналитического тренинга
12.03.2010 г.
присвоен статус «Супервизор»
Председатель ТК ОГРА Татьяна Дмитриева
(И ниже от руки дописано):
по критериям 2010 года».
Я с удивлением принимаю сертификат и говорю, что у меня уже давно есть от ОГРА статус супервизора. Я же на тренингового аналитика подавала все документы?!
И вот здесь я вам расскажу, как во мне ожила уязвимость. У меня в руках этот сертификат. Мое радостное ожидание получило удар в самое солнечное сплетение моих амбиций, профессионализма, гордости, самоуважения. Почему меня не остановили раньше?! Я была уверена, что бумажная возня с этим бумажным пакетом нужна для процедуры. Стыд залил меня красным огнем и убил дар речи. Я очнулась, лишь когда все пришли с обеда и меня позвали на большую группу, у нас же был обучающий блок.
Что вы себе подумали, что было на этой группе? На большой группе, куда мы все пришли: все члены ТК и я, и все, кто у меня спросил о результате моей сертификации.
Пофантазировали? Надеюсь, исходя из того, что могло бы быть на вашей большой группе, вашего обучающего курса по группанализу.
В моем случае группа жила своей жизнью, обходя меня стороной, как опасное место. А я не могла еще тогда говорить. У меня еще не было устойчивого знания, что в этот момент надо бежать от одиночества к людям и КРИЧАТЬ о себе и о том, что я ничего не понимаю, мне надо пояснить жизнь с такой икебаной. То есть в этот момент мне бы сказать всем и поговорить с большой группой о том, что мне отказано в присвоении статуса тренингового аналитика и второй раз присвоен статус супервизора. Пусть даже я в этот момент еще не способна слышать и осознавать, но группа способна! Группа всегда способна?
Так я выпала в осадок молчания.
Молчание меня лечило, спасало, разговаривало со мной внутри меня, формулировало вопросы, пути решения всего этого, выбирало, с кем я могу заговорить, молчание – это мой внутренний собеседник. Мой экскаватор, который откапывал мой засохший в моменте словесный родник и уважение к себе. Вместе с молчанием приходит бесчувственность в отношениях, которая спасает от боли поглощения или отделения. Так срабатывают нарциссические защиты. Только после некоторого времени молчания я смогла развернуться к коллегам. Мне кажется, большая их часть это поняли, ведь тело мое кричало в онемения. Но мы тогда не обнимали друг друга. Этим мы стали спасаться с Валентиной Оконовой и Надеждой Тороковой уже в нашем Институте.
На супервизии меня спросила Сью о сертификации, я сказала, что не прошла. И она тоже замолчала.
Мои коллеги осторожно подходили и сочувствовали мне, новость и подробности не от меня разлетелись по нашему курсу.
Ночью я написала такую сказку-быль, через нее я ожила. Когда больно, включается сарказм, помогающий избежать прямой злости.
Про девочку. Как она росла
«Пионэры, идите в жопу»
Ф. Раневская
Жила-была девочка. Жила она далеко-далеко. Где снега. Вам, короче, по пояс будет.
И вот узнала девочка, что есть такая «могучая кучка» умников и умниц. Во всей стране первых пионеров от группанализа. И захотела девочка быть с ними и как они. И пошла она к ним. Шла она лесами дремучими, морями глыбокими. Не заметила, как подросла. Приходит, а пионэры играют в игрушки, и она захотела.
Говорит:
– Возьмите и меня поиграть!
Долго думали пионэры и дали ей испытание:
– А иди-ка ты туда и принеси «то»!
Пошла она и принесла им «то».
И дали ей пионэры за это поиграть с ними в кубик. Не унимается девочка, хочет и дальше с ними играть, как они.
Они ей говорят:
– А пошла бы ты и принесла «то-то».
Она и за этим «то-то» сходила, а пионэры выбили из-под ее ног кубик, что давали поиграть, и пока она на ноги поднималась, опять его же ей протягивают.
Что ж вы мне один и тот же кубик даете?!
Обомлела девочка:
«При Сталине боялись воровать,
Но если на двоих одна рубаха,
Хоть нитку, как ее не взять?
Мы – русские,
И мы сильнее страха!»
Танич
Общий пионэрский привет!
Моя сказка впитала в себя мои болезненные переживания и выплеснулась через символическое воплощение.
Потом, уже из Сибири, улетев домой, я написала письмо в ТК. Я просила разъяснений случившемуся.
И мне пришел письменный ответ:
«Уважаемая Ольга Павловна. Сообщаю Вам результаты обсуждения Вашей претензии на совместном заседании Тренингового Комитета и Координационного Совета. Вы не обладали высшим статусом ОГРА «Супервизор» по критериям 2000 г. до принятия Квалификационных критериев 2010 года. В связи с изменением иерархии статусов ОГРА в критериях 2010 г. при решении вопроса о присвоении Вам высшего статуса «Обучающий специалист» по критериям 2010 г. вы не могли автоматически получить высший статус ОГРА, так как им не обладали ранее. Поэтому при рассмотрении вопроса о присвоении Вам высшего статуса ОГРА была рассмотрена ваша теоретическая работа курса IGA и большинством голосов в ТК эта работа была признана не соответствующей высшей квалификации ОГРА. Поэтому Вам было отказано в присвоении высшего статуса ОГРА «Обучающий специалист» по критериям 2010 г.
Тем не менее ТК готов встретиться с Вами для рассмотрения соответствия уровня вашей квалификации статусам ОГРА. В качестве работы, выбранной для обсуждения на ТК, Вы можете представить клиническую работу Курса IGA или описание ведения другой группаналитической группы.
Данное решение было принято на совместном заседании ТК и КС.
С уважением,
Председатель ТК Дмитриева Татьяна»
Кстати, ни теоретическую, ни дипломную работу, кроме как преподавателям IGA, я в ТК не предоставляла.
Так как мы видим, что открытого разговора не происходит ни на большой, ни на малой, ни на супервизионных группах, то в работу запустилась бюрократическая машина.
В момент, когда хочется отказать, запретить или, наоборот, захватить и отобрать, в этот момент директивно вносятся изменения в правила, закон, конституцию, в иерархию статусов ОГРА (общественная организация).
А вот и о бюрократии.
Порядок – вещь бессмысленная, и поэтому его надо соблюдать.
«Устойчивое господство. Чтобы люди слушались приказов безотносительно своим соображениям по поводу приказа» – одно из множества определений бюрократии.
Бюрократ
Бюро – стол
Кратос – власть
Власть над столом, столоначальник, государственный служащий.
Многозначность понятия.
С одной стороны – власть чиновников, система государственного, общественного, профессионального правления.
С другой – волокита, бумагописание, бумагомарательство, кумовство, взяточничество.
Типология теорий бюрократии
Джон Стюарт Милль. Безальтернативная форма правления, которая существует при абсолютной монархии, когда монарх самостоятельно назначает на должности государственных служащих, своих приближенных, как правило, людей своего круга, а не профессионалов.
Макс Вебер и его теория рациональной бюрократии – это наиболее эффективная форма управления государством. Необходимое явление для государства. Это система профессиональной администрации, и все функции осуществляют профессионалы на основании подготовленных рациональных регламентов. Принципы осуществления –конкурсный набор на вакантные должности по способностям и возможностям кандидатов.
Четкая иерархия и соотношение «власть – подчинение», между выше- и нижестоящими структурами управления. Строгая дисциплина и контроль над действиями госслужащих определяется стандартом поведения. Вся деятельность госслужащего по предоставлению услуг и отчета определяется строгими регламентами деятельности и стандартизации рабочих процессов.
Отношения между коллегами и начальником строятся на безличностном принципе, это отношения специалистов, межличностные отношения могут быть, только когда вы после работы выходите из этого учреждения. Это чтобы минимизировать возможность коррупции и для объективности принятия решений. Карьерный рост по стажу и достигнутым результатам. Высокие соцгарантии, пожизненный наём, высокие заработки, медицинское и пенсионное страхование, высокий социальный статус служащего. Это, по Веберу, наиболее эффективный способ управления государством. Коррупция сведена к нулю.
Процедурно правовой бюрократизм
XX век, новая теория от советского ученого Восленского: бюрократия – это особый, господствующий класс общества, концентрирует в своих руках важнейшие ресурсы общества: деньги, власть, информацию; отделяется от народа, перестает отвечать перед обществом и начинает заботиться о себе, используя госресурсы в собственных интересах; превращает свою должность в частную собственность, иногда с передачей по наследству.
Современная оценка
Макс Вебер: иерархия управления, совещательность, конкурсный набор кадров, высокие соцзащиты – это идеальный тип; бюрократия при этом – рациональный актор.
По Восленскому бюрократия имеет тенденцию превращения в номенклатуру.
Это форма правления и класс.
Прямая иерархия и единоначалие. Моноцентричность, узурпация общественного интереса, изгнание дебатов. Система приказов.
Безоговорочность подчинению.
Устойчивое господство. Бесчеловечность: ущерб лучше, чем уничтожение, в нем больше педагогического воздействия.
И ущерб должен быть выше, чем выгода.
Значения бюрократии:
- как группа, слой, совокупность бюрократов;
- как политический режим, где политическая власть принадлежит группе бюрократов;
- как характеристика плохой организации управления: долго, неэффективно, бесчеловечно, безразлично;
- как форма совместной работы в организациях, социологическое значение.
Два смысла бюрократии:
Негативный. В расхожем языке: плохой тип управления и плохое отношение к делу. Отрыв исполнительной власти от воли жителей.
Позитивный. Наиболее успешный способ организации работ некоего предприятия (Макс Вебер). Современный МФЦ.
Словарь Ожегова:
«Система управления чиновнической администрации, защищающей интересы господствующей верхушки (собственную или политическую)».
Словарь Даля:
«Это господство чиноначалия и подчиненности, зависимость от вышестоящего, многописание, многоначалие. Бюрократ – защитник такого образа правления».
Бюрократия – это будущее, все станет бюрократией.
Бюрократия – это будущий опасный политический режим, если он централизуется. Неэффективен экономически, если нет конкуренции, если есть подкручивание правил в свою пользу.
Продуктивен бюрократизм, если есть совещательность, рынок, конкуренция, профессионализм и закон.
Подхожу к завершению
Обещанная часть о бюрократии мною изложена. И мне самой было полезно погрузиться в социологические и политэкономические размышления об обществе, в котором я живу и работаю.
Вот я пытаюсь соединить уязвимость и бюрократию.
Ту школу уязвимости, что я прошла с коллегами-психоаналитиками и группаналитиками, сложно недооценить. Да, это больно и кажется бесчеловечным в моменте. Сейчас я думаю, что эта боль в отношениях при получении нарциссической раны меня отворотила от нарциссического бюрократизма, когда ты – это твои дипломы, сертификаты, удостоверения, должность.
В нашем Институте есть Программа, в которой обозначены часы, темы, основные этапы движения к получению диплома. И твоя уязвимость к моменту получения диплома в прямой зависимости от того, насколько ты сумел стать открытым во всех тех групповых формах отношений, которые предлагает Институт. Чем большее количество уязвимостей ты в этом поле коллег сумел прожить, тем легче будет с пациентами в практике.
Сейчас мы организуемся в Сибирское Профессиональное Сообщество, которое, кроме всего прочего, будет награждать статусами коллег: супервизор, тренинговый аналитик. И на своей истории мне хотелось показать нашу с вами профессиональную уязвимость. И что это лечится открытостью, возможностью в нужный момент прийти в группу коллег, на большую группу Института, и только после этого подавать в этическую группу коллег сообщества.
Моя же история для меня открылась еще с одной стороны, когда сейчас я писала эссе и вернулась к тем письмам, сертификату и рекомендации, что мне давала Сью Эйнхорн, когда я ей сообщила, что подготовила все документы по нормативам ОГРА на Тренингового аналитика и прошу ее рекомендации.
Теперь спустя более десяти лет я перечитала рекомендацию:
«Уважаемый Комитет по тренингу,
Ответ: Ольга Пряхина
Я являюсь супервизором Ольги Пряхиной последние 4 года. Она – преданный, сердечный и очень вдумчивый клиницист, усердно работающий со своими пациентами.
В нашей супервизионной группе она внимательно обдумывает происходящее в группах других и предлагает полезные и творческие советы и поддержку. Она легко работает со своими чувствами и часто способна разъяснить групповые процессы в супервизионной группе.
Я уверена, что она будет хорошим супервизором, так как она внимательно выслушивает других и щедра в своих ответах.
Ольга – женщина, привносящая жизнь и юмор в свою работу, и уважаема среди своих коллег.
Работа с ней доставляет мне удовольствие.
С уважением,
Сью Эйнхарт
Групповой аналитик»
Меня Сью рекомендовала на супервизора.
Такой сертификат мне и выдала ОГРА, его я и получила.
Конец этой истории
24 марта 2024 года
Красноярск