Молчание как осознанный крик

Молчание как осознанный крик
Ольга Вязникова

Студентка 3-го потока НИГрА, г. Москва

В психоанализе «самое важное – не то что говорится, а то, что речь скрывает и что открывает тишина»

Теодор Райк

 

Моя статья больше похожа на размышление или мысли вслух, потому что у меня нет ответа, для чего человеку от рождения даны крик и молчание. И эта статья в основном написана исходя из моего материнского и профессионального опыта общения.

Первый вопрос, который приходит мне в голову, – почему не наоборот?

Рождается Человек. Он рождается физически, благодаря физиологическому процессу материнского тела и его собственному неосознаваемому процессу, движению на свет. Во время естественных родов ни мать, ни ребенок этим процессом не управляют в полной мере. Они «следуют» ему. В них самих, в их генетическом коде заложен механизм рождения, проявления, проЯвления. Момент проЯвления состоит в том, что ребенок кричит. Мать знает об этом первом крике. Мать ждет его. Ребенок не знает (не осознает), не управляет, а просто кричит. Кричит потому, что так требует физиология, кричит, потому что нет выбора, если это роды в пределах нормы. Кричат его легкие, его голосовые связки. Кричит ли его Я в этот момент или так рождается его бессознательное?

Не думаю. Для матери крик в родовом процессе является сигналом того, что все хорошо, что все закончилось. Она бессознательно ждет его с самого первого дня своего знакомства с малышом. А значит –  посылает своему ребенку эти импульсы ожидания. Наверное, это и есть начало той первой связи, той пуповины, которая их объединяет на всю жизнь.

В этом контексте я бы хотела определить свой первый тезис.

Мне представляется, что крик и молчание есть замкнутая, а значит, самодостаточная система. Мать ждет первого крика как сигнала. Ребенок рождается, кричит. Путем запуска физиологических процессов он кричит, отделяется от матери как самостоятельный субъект. Мать принимает этот сигнал как благополучное завершение процесса. Для нее крик может являться тем бессознательным процессом, который указывает на систему, состоящую из двух самостоятельных частей или двух параллельных процессов. Замкнутую между собой и одновременно отдельную друг от друга.

Что же происходит дальше?

Маленькая и самостоятельная система – Человек – начинает пользоваться своим криком, заставляя мать проживать новую реальность вместе с ним. Малыш кричит или издает звук, как только перестает спать. Мать сканирует ситуацию, бессознательно обрабатывая этот тревожный сигнал всеми способами и в первую очередь, дает ему есть. Малыш успокаивается. Архаичная система работает: все мамы знают, что первая причина крика малыша – это голод. Основу этой системы составляет пока физиология. Крик ребенка – обработка бессознательного сигнала у мамы и далее у ребенка – формирование потребности в удовлетворении через движение. Можно предположить, что крик малыша – сигнал к взаимодействию с матерью и удовлетворение базовых потребностей, потребности в сонастройке для проЯвления себя, встреча с болью и реальностью.

Здесь я бы хотела обратиться к психоаналитической интерпретации крика. По Фрейду, голос сначала рассматривается как рефлекторная разрядка младенца, а впоследствии – как процесс коммуникации с Другим, характерной для вторичной структуры психики, поскольку в процессе коммуникации появляется смысл. Если обратиться к основоположнику психоанализа, З. Фрейду, то он писал о том, что «крик ребенка сначала связывается с болью, а затем этот крик от боли связывается с характеристикой объекта, и, следовательно, первые сознательные воспоминания ассоциированы с неудовольствием» [1].

Теодор Райк высказывает свое предположение о том, что звук есть возможность «слушать чувства». Голос для него выступает как внутренним феноменом, так и внешним [2]. Анзье писал о том, что младенец слышит звуки с самого начала своего существования, с пяти недель отличая голос матери от других голосов. Дональд Вудс Винникот отмечает значение звука и голоса как «переходного феномена», когда происходит слияние с матерью и восприятие ее как внешнего объекта [3]. Как будто звук крика, голос ребенка является связующим звеном между либидо, влечениями ребенка и матери. Как вид вновь приобретенной коммуникации, где мать может выступать в роли дирижера, управляя всеми процессами восприятия ребенка. Основная мысль заключается в том, что голос как объект в различном своем проявлении структурирует психику ребенка. По Жаку Локану голос – объект желания. Голос, являясь объектом желания, играет свою роль в связывании влечений «до стадии зеркала», до идентификации с объектом, что в некоторой мере, переворачивает взгляд на субъекта коммуникации, показывая расщепление акустического голоса, звучащего, и тишину внутреннего голоса как заполняющего пространства [5].

Философ и психоаналитик Младелен Долара писал, что «то, что у языка и тела есть общего – это голос, но он не является ни частью языка, ни частью тела» [4]. То есть голос занимает связующее, отдельное звено между душой и телом! Голос выступает не просто как акустический феномен, но и как голос в отношении с Другим, формируя первичные связи.

Читая книжку своему ребенку, взрослый предлагает ребенку аналоговую коммуникацию. Его «музыка голоса», интонация способствует бессознательному усвоению содержания, бессознательному освоению иного смысла коммуникации. Подводя итог, хочется обобщить: феномен голоса выступает как внутренний и как внешний одновременно. Голос выступает как объект, как способ коммуникации, концепция жизни, музыка языка, как проявление смысла по отношению к Другому.

В более осознанном возрасте, крик может проявляться как радость, бессилие, ярость, желание жить. Прежде всего, это эмоция. В отличие от младенца, у которого молчание – состояние, место соединения внутренних связей, проЯвления осознанности, время быть собой без слов, растворения себя.

Но молчание – это не всегда осознанный крик, крик – не всегда молчание. В моей статье, в моем опыте проживания группы молчание – это осознанный крик. Это связано с ощущением непринятия, бессилия, беспомощности в группе. В утробе матери мы молчим, нам хорошо и безопасно. Крик нас разъединяет, обнаруживает, разрушает.

В психоанализе молчание пациента связано, как правило, с:

- сопротивлением, как способом избежать болезненных воспоминаний и чувств.

- защитой границ и личного пространства.

- отсутствия доверия и уважения со стороны пациента к психоаналитику, к группе. Как правило, это выражается в чувстве небезопасности, дискомфорта. И наоборот, пациент молчит, потому что чувствует себя достаточно безопасно и комфортно, чтобы не говорить. Или молчание проявляется как скрытая потребность во власти.

Однажды в детстве, прожив процесс рождения, ребенок рождается через крик. Рождается ли человек, личность, проходя через «родовые пути» в группе, сообществе через молчание?

В начале своей статьи я писала о том, что крик ребенка – обработка бессознательного сигнала у мамы, и у ребенка – формирование потребности в удовлетворении через движение. Можем ли мы считать, что молчание это и есть то бессознательное движение, которое может привести нас через голос к крику, к проЯвлению себя через других?

 

Список использованной литературы:
 

1. Пилявина А.А. Голос как психоаналитический феномен // Журнал клинического и прикладного анализа – 2020. – 1 Т. – С. 94-107.

2. Reik T. Listening with the Third Ear. – New York. Grove Press, 1956. – P. 403.

3. Винникот Д.В. Игра и реальность – М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2015. – 208 с. – Серия «Современный психоанализ: теория и практика».

4. Dolar M.A. voice and nothing more. MIT Press, 2006. – P.103.

5. Лакан Ж. Семинары. – М.: Гнозис, Логос. 2010. – 424 с.

back