Рассуждения о взаимосвязи бессознательного человека и архитектурных пространств

Рассуждения о взаимосвязи бессознательного человека и архитектурных пространств
Наталья Красноперова

Архитектурная среда в какой-то степени является сознательным проявлением желания групп людей или одного человека

Насколько уместно говорить о ее бессознательном?

 

Как архитектурная среда воздействует на нас, как на группу?

 

Она создает некую пустоту, пространство, в которой человек осознает себя. В то же время кто-то создает эту среду, она не может существовать и расти сама по себе без авторства, она не природа, она начинает расти в чьём-то сознании.

 

Любое здание, архитектура кому-то принадлежат, несет код владельца, в том числе ее создателей - архитекторов, дизайнеров.

 

Города, здания, вся архитектура являются воплощением желания, идеи группы людей, чьи желания о том, чтобы этот объект или город существовали, и это основные идеологи для импульса воспроизведения архитектурного объекта в жизнь, без удержания ими вектора воплощения, желания, объект не будет построен, архитектурная среда не будет существовать.

 

Затем идут группы людей, которые воплощают эту идею в материю:

- архитекторы, дизайнеры;

- строители;

- контролирующий орган (служба заказчиков), кто наблюдает за правильностью исполнения проекта;

- и т. д. еще несколько групп, принимающих участие в воплощении.

 

В связи с этим могу предположить, что воплощенные в материи объекты будут иметь свойства всех вышеперечисленных групп, особенно первой - той, кто рождают саму идею, желание у себя внутри. И этот след, объекты несут в себе всю свою жизнь, пока полностью не будут разрушены, при этом, оставаясь в памяти – развалинами, на картинах художников, в памяти людей, на фотографиях и т.д.

 

Архитектурная среда– проявления материального – она показатель власти, потенции людей, которые смогли ее воздвигнуть, оставить след в истории Человечества, как большой группы.

 

Жизнь в арх.среду вдыхает тот, кому она на данный момент принадлежит, т.е. всегда в ней есть контекст владельца – в том или ином виде и смысле.

 

В зависимости от размеров объекта в процесс его создания вовлечены десятки, сотни людей, сотни тысяч рублей, миллионы или миллиарды. По его завершении он, объект, переживет всех, кто был задействован в его появлении в мире, будет влиять на нас и на будущих людей.

 

Если объект подвергается реконструкции, то дополняется свойствами той группы людей, кто занимается его перестройкой.

 

Кто диктует нам развитие городского пространства? У кого власть, во время тоталитаризма – это вождь, во времена бизнеса – это владельцы больших бизнесов, магнаты, наследники.

 

Т. е. в каком-то смысле архитектура как бы обладает свойствами тех людей, того времени, в которое она была воспроизведена, соприкасаясь с ней мы можем соприкоснуться, побродить в мыслях и воплощенных мечтах давно умерших людей, особенно в старинных городах, старинных зданиях.

 

Архитектура – это история, память, мы, в каком-то смысле, находимся внутри памяти, бродя по улицам, скверам, площадям.

 

Она же и опора, мы можем пользоваться ей, опираться на нее. В этом смысле она и беззащитна перед нами и в то же время имеет над нами власть, т. к. ограничивает пространство, выстраивает его, направляет нас. Т. е. те, кто оставил арх. среду нам, имеют нам нами власть, они нами руководят из «страны мертвых».

 

По тому, как меняется архитектура можно проследить как меняются мечты людей. Что мы чувствуем, находясь в том или ином пространстве, городе. Попадая в старинный город, мы бродим по улицам воплощенных желаний какого-то давно умершего человека, есть ли в них его бессознательное, как оно проявлено в архитектуре, в городах? Как мы, живущие сейчас, взаимодействуем с ними, что мы чувствуем?

 

Архитектура — это посыл в будущее, привет из далекого, или не очень, прошлого.

 

Мы, ныне живущие, взаимодействуем с умершими посредством архитектуры, артефактов. Мы что-то можем с этим делать – ломать, перестраивать, приспосабливаться. Через это прослеживается наша неразрывная связь, как одной большой группы. Живущие в одном городе, в одной стране и т. д.

 

Что можно почувствовать, бродя по улочкам города, зайдя в здания, как будто мы ходим по чьему-то воплощенному сну, мечте, можем ли мы сказать, что мы таким образом бродим по их бессознательному?  Некое послание из прошлого.

 

Старые города существуют как будто для того, чтобы войти в нашу память, распространиться среди людей как некие символы - Рим, Венеция, Санкт Петербург – города которые знает почти каждый, объединиться с памятью людей, узнать другого, не такого, как ты, стать общиной, превратиться в общую историю человечества.

 

Пример старинных городов-утопий, которые существуют по сей день – Лхаса, Иерусалим – они живут своей жизнью, изолированы от всего мира, их идея создания идеализирована. Эти города существуют в своей парадигме, они не развиваются, но они диктуют свои правила. И это, все же не сами города, а их создатели, которые поддерживают идею создания через своих последователей, передавая эту идею по парампаре дальше и дальше, через поколения. Возможно, это была попытка людей создать некое идеальное место.

 

Бессознательное.

«Назовем представление, имеющееся в нашем сознании и нами воспринимаемое явно, — «сознательно», и только таковое заслуживает смысла этого выражения — «сознательное»; наоборот, скрытые представления, если мы имеем основание признать, что они присутствуют в душевной жизни, как это наблюдается в памяти, мы должны обозначить термином «бессознательные», а для каждого из нас какие то уголки города, местности, где мы выросли, имеют для нас какое то душевное значение, они связаны с событиями нашей жизни, с нашей памятью, и таким образом ввязаны в паутину нашего представления о нашей жизни каким то фоном.»

 

Бессознательное каждого живущего индивида тут, на городских пространствах, встречается с тем, что предлагает нам бессознательное и сознательное тех, кто давно умер, прошлое, взаимодействует с ним, оживляя внутри себя, ныне живущего, в зависимости от личной истории каждого индивида.

 

Бессознательное связано с памятью. Архитектура – тоже связана с памятью, с теми, кто построил, с тем историческим временем, в которое она была построена, с тем, как мы росли и взаимодействовали с ней в своем личном прошлом. Она несет следы истории – лично каждого индивида и того времени, в котором была воссоздана.

 

Ее влияние на нас включает наше собственное бессознательное, а так же бессознательное всех людей, кто ее создал, т.е. она продукт коллектива, группы в объеме.

 

Можно ли говорить о бессознательном архитектуры без контекста наблюдателя?

 

Имеет значение, в каком пространстве человек вырос, к какой эстетике привык, что для него красиво, стабильно, что ему «родное». Каждый случай уникален, но есть и общие понимания восприятия пространств.

 

Существует коллективное бессознательное, а также бессознательное отдельно взятых групп, общин – религиозные, национальные, идеологические и т. д.

 

Как менялась архитектура от общества к обществу, от строя к строю, от цивилизации к цивилизации, какова была основная идея тех людей – прослеживается в ней. Для чего был город, для чего здания – это можно проследить по самому характеру архитектуры – ее внешнего вида, ее планировкам, материалам. Какой основной посыл был там заложен.

 

Соприкасаясь с этими пониманиями, мы что-то чувствуем, в нас рождается отклик – нам красиво, уютно или нет, нам тесно или просторно, нам грустно или тревожно, безопасно или не безопасно. Мы как-то можем соприкоснуться с теми, кто оставил этот материальный след через эти наши ощущения. Эти объекты – воплощенные желания давно умерших людей, если это исторически старинный город или это современный город и создатели еще живы.

 

Взаимодействуя таким образом с архитектурой, меняемся ли мы? Что для нас жить в старинном городе с красивой каменной архитектурой, видеть, ходить по улицам современного города или старинного с богатым наследием или по городу, насыщенным современными дешевыми зданиями. Где нам безопаснее, где нам уютнее?  Как понятия каждого о безопасности и уюте связаны? Есть ли общечеловеческие понимания о безопасности и уюте?

 

Та или иная форма, интерьер могут пленить нас или оставить равнодушными, изменить настроение, мы можем тревожиться в каких-то пространствах, чувствовать небезопасность или наоборот.

 

Значение пропорций, декора, цвета, объема, формы, искусства влияет на наше восприятие. То, что мы воспринимаем на уровне глаз особенно важно для нас. Оно как бы программирует наше сознание на каком-то невидимом уровне, если мы каждый день будем видеть перед глазами изображения чего-то прекрасного – как это на нас повлияет?

 

Город и городская архитектура – это публичные объекты — это социальная жизнь в группе. Любой поход в магазин за хлебом – это опыт экспонирования себя в общественной жизни, на улицах, в группе пешеходов, покупателей.

 

Город – место революций, больших и постоянных перемен, место, где живет много людей, большие группы. Для общения этой большой группы в городах существует главная площадь – место общения, встречи большого количества жителей. С главной площадью связано много событий в любом населенном пункте – от малого до большого.

 

Построенный как оплот безопасности город – одна из версий основания – это обнесение высокой стеной небольшого поселения, включая главную площадь, где жителям, живущим вокруг этой стены, можно было прятаться во время набега завоевателей, сохранить самое ценное. Город в то же время стал сценой для разворачивания негативного – это преступления, борьба за власть, анархия, терроризм, всем тем, чем отличается антигруппа. Тенденции антигруппы в городе очень сильны. Слишком близкое взаимодействие людей в тесных пространствах городов усиливает эти тенденции.

 

Город – смесь утопии и дистопии (антиутопия), в нем есть все, что присуще большой группе.

 

Город, как вместилище большой группы людей. Место ее общения, жизни.

 

В городских пространствах собираются разные группы людей, по интересам, они выбирают разные локации в городе. Город - пространство прозрачности, в котором мы аутентичны.

 

В то же время перемещаясь каждый день по этим пространствам мы можем не чувствовать себя частью общества, мы чувствуем себя отдельно, поглощенные своими личными переживаниями, задачами, интересами. Т е восприятие - субъективно. А окружающее пространство действует на нас фоном, влияя на нас как бы опосредовано, незаметно.

 

Сколько бы ни разрушали прошлое города – его постройки, не пытались их удалить, память о них полностью удалить невозможно, след в истории остается. И тут можно предположить, что жизнь города похожа на жизнь человека, ее можно сравнить с ней.

 

Постоянно в городе стремление к постоянному, но вот, меняются поколения и снова происходят перемены. Постоянным становится непостоянство – перестройка, ремонт, приспособление к новым реалиям, новым потребностям новых людей. Архитектура старше людей, она приспосабливается новыми поколениями под их потребности.

 

Чем старше становится город, тем больше мы начинаем видеть что-то в этой старине, что само по себе становится ценным.

 

Эпоха туризма - путешествия стали более доступны, увеличились скорости перемещения.

 

Переместиться из одного в другой город стало легко. Взгляд туриста направлен на прошлое, не в будущее, на аутентичность. Он как бы увековечивает, романтизирует город, т. е. сам турист создает этот феномен. Т. к. под его взглядом город становится ценным. Рост туризма ускоряет этот феномен увековечивания, некоего фрустрирования, взгляда в прошлое.

 

Город нацелен на будущее. Движение из малых населенных пунктов в большие – основное движение цивилизации до настоящего времени, как развернется и переосмыслится движение в свете последних событий, мировой пандемии, будем наблюдать.

 

Города становятся похожими друг на друга, можно вкусить японскую еду не только в Японии, как пример культуры, люди перемешиваются перемещаясь, только старинная архитектура стоит тысячелетиями и как будто наблюдает за новыми и новыми людьми. В то же время, ни один город не служит моделью для остальных городов. Люди, живущие в разных городах, хотят у себя то, что есть в других городах и воспроизводят это у себя.

 

Признания теперь ищут не во времени, а в пространстве. Теперь каждый заявляет о себе. Люди увлечены индивидуализмом – каждый думает, что он сам по себе «стартап». До конца 20 века увековечивать, экспонировать свои мечты в пространстве могли только власть имущие, сейчас это можно сделать в виртуальном пространстве и гораздо проще – достаточно иметь телефон, компьютер и владеть графическими программами.

 

Постепенно, мы начинаем жить в одном большом мировом городе, который распространился на весь земной шар, т. к. все места постепенно становятся известными, то, что было тайным, становится явным, мы узнаем друг друга, узнаем мир. Виртуальное пространство со своей архитектурой начинает так же развиваться. Появляется некая конкуренция между миром материальным и виртуальным.

 

Мы можем брать опыт разных городов, разных архитектурных сред и анализировать его, делать выводы, применять позитивное начало, структурировать создаваемое вновь.

 

Стремление к разрушению всегда сильнее стремления к созиданию, чтобы что-то осталось живым – имею в виду саму архитектуру или город, как функционирующую структуру – нужно поддерживать идею жизни в них, ухаживать, буквально – наполнять это жизнью.

 

Наполнять его красотой и идеей жизни – если вплетать эту идею, как делали раньше, в исторических городах в рисунки на фасадах зданий, в скульптуры, воспевающие жизнь, человечность, то, бредя по городу в утопичном настроении у человека, остановившего свой взгляд на таком изображении, непроизвольно что-то внутри откликается на него, вектор настроения меняется.

 

Смысл изображений, скульптур, посланий, заложенных в архитектуре, влияет на наше настроение, эмоции, на наше ощущение в пространстве, это происходит на таком бессознательном уровне, что мы не замечаем это, если не обращаем внимание специально. Вспомните, какое впечатление производит на нас какое-то произведение искусства – созерцание его – будь то картина или скульптура или музыка – наше тело вдруг наполняется какой-то энергией, что-то происходит с нашим состоянием, хочется двигаться особым образом.

 

Влияние антигруппы на людей, глобально, поэтому так важны изображения, намеки, отсылы к воспеванию жизни, ее позитивных сторон, они как бы напоминают нам о том, что жить нужно и как нужно жить, мы как бы можем напоминать самим себе сам смысл жизни, эти напоминания как будто возвращают нас к чему-то важному для каждого человека. 

 

Архитектурная среда отражает форму бессознательного.

 

Архитекторы-генпланисты, анализируя уместность постройки в городе, изучают систему города, то, что уже было, некое наследие, делают подробный анализ потребности жителей, других участников городской жизни, и после рождается полный образ нового участника городской застройки – будь то здание или пространство.

 

Люди склонны мыслить творчески чувствуя себя не стесненными – в прямом смысле – чем выше высота потолка, чем просторнее помещение, в котором они творят, все мастерские, в которых мне посчастливилось побывать имеют высоту потолка от 4 метров и выше, огромные окна, большие площади.

 

Мы чувствуем, что потолок «давит» на нас, когда находимся в помещениях высотой 2,5 метра и, что нам «много воздуха» в помещениях высотой от 3,5 метров. Все творческие мастерские, обычно, проектируют с высокими, от 3,5-4-х метров, потолками. Подчеркиваю – творческие. Именно в пространствах с высокими потолками наше воображение как будто оказывается ничем не зажатым.

 

«Одно из недавних исследований в Англии установило 6 параметров дизайна, которые влияют на успеваемость учеников в школах – цвет, вариативность, сложность, гибкость, свет, связность. Доля воздействия строительных факторов на успеваемость – 25%.  В обучении ученик из класса с наилучшим дизайном обгоняет ученика в классе с наихудшим дизайном на целый академический год. Туда же подключаются и поведенческие проблемы учеников.»

 

 Когда какие-то хорошие события происходили с нами, когда мы гуляли по какой-то из улиц или ходили в какой-то магазин города, на бессознательном уровне эти места окрашиваются для нас чем-то позитивным и они вплетаются в бессознательное кружево позитивных значений нашей жизни, то же самое, если наоборот.

 

Окружающая среда влияет на нас не только смыслами, но и через осязание, обоняние, наше эмоциональное состояние, оставаясь в памяти, оказывает влияние на то, как мы формируем нашу идентичность.

 

Большинство, как правило, игнорируют арх.среду. Она меняется медленно, во времени, кажется статичной, неизменной, вечной. Мы как бы не можем влиять на создание городской среды. Большинство из нас считает, что не может привнести что-то в городскую среду, изменить ее.

 

В настоящее время общество все больше и больше становится одной общей группой – интернет, в котором мы все объединены, мировой процесс пандемии, поэтому так важно понимать процессы, которые могут возникать в больших группах.

 

В большой группе (более 40 человек) сложнее сказать свое мнение. Там изначально существуют большие и сильные аффекты. В системе города местом сбора больших групп всегда были площади, особо проектируемые места.

 

Как мы относимся к тому, какая среда нас окружает – как она влияет на наши выборы, наше настроение здесь и сейчас? Чувствуем себя защищенными или наоборот, что на это влияет?

 

Мы считываем окружающую среду невербальными способами, телом, глазами. Гуляя по городу или находясь в каком-то помещении, пространстве, мы, независимо от того, на чем сосредоточены мысленно, считываем окружение, эти мысли мимолетны, легко вытесняемы, но они всегда с нами в момент времени нахождения в том пространстве. Легкий сквозняк, свет фонарей, бугристая текстура скамейки, неровная брусчатка, красивая скульптура, фонтан с брызгами, цветная скамейка, все это включает в нас вереницу чувств. Находясь рядом с наклонной стеной у нас, рождается желание отойти от нее, мы чувствуем опасность. Представляя, как мы пойдем утром за хлебом, который, вдруг закончился, мы непроизвольно представляем прохладу утренней улицы, и мы выбираем ту или иную одежду, исходя из нашего представления о нашем пути до магазина и обратно, т. е. городская среда каким-то образом диктует нам наш выбор гардероба. Какие еще выборы может таким вот образом диктовать нам городская архитектурная среда и влиять на наше настроение?

 

А представление о том, как мы сядем на мягкие стулья в вагоне метро или деревянную лавочку в центре города? Как это может влиять на нас? Белый интерьер вагона или коричневый? Красные стены метро или подсвеченный витраж, украшающий центральный зал помещения?

 

Ярким примером того, как на нас воздействует строительное окружение – развлекательные парки. Мы, даже зная, что все это бутафория, испытываем те или иные чувства и эмоции, находясь в комнатах страха или комнатах смеха.

 

Арх. среда закладывает в нас неосознанные привычки, например привычка ходить по правой стороне тротуара, не заходя на левую. Я столкнулась с этим впервые побывав в Баден Бадене. Группа русских туристов буквально высыпала на тротуар, заполонив его и хаотично начала двигаться по нему, что вызвала удивленные и возмущенные взгляды местных жителей.  Т.е. в каждом городе существуют определенные правила, которые соблюдают местные жители, как одна большая группа и о которых знают только они.

 

Большой – значит важный, могущественный. Это из детства, когда мы были маленькие, все взрослые были выше и умнее нас, они все знали и все могли, это связывается внутри нас с тем, что и здания, между которыми мы ходим, имея, больший размер, вызывают в нас те самые чувства защищенности, что мы испытывали в детстве, беря за руку или идя рядом со взрослыми и поднимая голову вверх, когда хотели пообщаться с ними.

 

Страны соревнуются в постройках – самое высокое и прочное здание. Это показатель могущества государства, правителя.  Свойственное человеку – ассоциировать физический размер с социальным могуществом.

 

Прочное – весомое, тяжелое – долговечное, важное, крепкое.

 

То, как люди воспринимают арх. среду позволяет специалистам манипулировать их поведением.

 

Вспоминая какие-то моменты из нашего детства, вероятнее всего мы сами или важные нам люди вспоминаются в какой-то арх. среде, в окружении зданий, тактильные ощущения, вкусы, запахи, звуки, элементы природы, полная картина ощущений. Эти воспоминания овнутряются нами и влияют на наше будущее, на наши выборы.

 

Студенты показывают лучший результат, если экзамен проходит в помещении, где они изучали этот предмет – родные стены.

 

Вспоминая детство, мы не можем не вспомнить какие-то события без окружения этих событий – архитектуры, запахов, природных явлений, предметов интерьера. Значит ли это, что связанные с местом впечатления образуют саму основу самоощущения и самоидентификации?

 

В каком пространстве вырос человек, какое место в его памяти занимает это пространство, как оно его сформировало, как его воспринимали окружающие люди, в связи с тем пространством там, в детстве. Это ощущение человек несет с собой по жизни. Вспоминая те места, где мы жили в детстве, приходишь к пониманию, как та среда сформировала нас, наше отношение к природе, к другим людям, чувство защищенности. Т. е. те жилые пространства начинают образовывать нашу внутреннюю архитектуру в какой-то степени.

 

Из этого следует вывод – арх. среда воздействует на нас в настоящем и в будущем.

 

Она, физически, состоит из небольших объектов – бордюры, лавки, урны, фонари, здания, брусчатка, асфальт, клумба с цветами и т.д. и т.п. – все это создает единую картину и служит впечатлениям от этой среды.

 

Оказываясь в помещении церкви мы чувствуем что-то особенное, это отличается от того, что мы ощущаем в помещениях жилого или общественного назначения. У каждого тут могут возникать свои ощущения – это может быть связано с отношением к конкретной религии, смотря в здании какой конфессии мы оказываемся, или с общим отношением к религии и вере. Но то, что ощущения эти отличны от ощущений, когда мы в жилом помещении или в здании супермаркета – это факт. Есть в стенах церквей что-то от ощущения высшего, внушающего доверие, могущественного, возможно кто-то почувствует особое, другое течение времени, отличное от течения времени в супермаркете.

 

Естественный свет важен для нас – это часть природы. У него более сложный спектр, чем у искусственного освещения. Мы так устроены, что реагируем на природные материалы особым образом, как будто они вызывают в нас больше доверия, защищенность, располагают, создают особое настроение в интерьерах, где преобладают естественные материалы. Искусственные материалы, имитации, мы считываем иначе. Даже созерцание природы улучшает самочувствие, влияет положительно на психику. Восприятие не бывает пассивным. Мы наблюдаем, и наше тело, наши чувства реагируют на наблюдаемое, бессознательно и сознательно. Бессознательная реакция – первична.

 

Сидя в удобном мягком кресле, ваши реакции будут мягче, чем ежели бы вы сидели на жестком твердом стуле.

 

Представьте, что вы совершаете покупки на центральных улицах в Москве, в Питере, в Дели, в Гонконге, в Лондоне, как варианты. Или пусть это будет один город, но магазины расположены в разных местах - у парка, на самой оживленной улице, в спальном районе, рядом с университетом. Даже мысленно представляя это у вас будут возникать совершенно разные ощущения. Вы будете представлять, помимо архитектуры окружающей вас, людей, их количество, запахи, звуки, природные объекты, освещение, погоду, это будет влиять на вас каким то образом.

 

Люди часто думают о своих телах, как о вместилищах «Я», личность живет внутри тела, в окружении других тел и объектов, и людей привлекают закрытые пространства, в которых они чувствуют защищенность.

 

Когда люди покупают землю, возводят там здание, организуют пространство внутри и снаружи, на участке, все это перестает быть абстракцией и становится определенным пунктом на карте, на генплане города, деревни, населенного пункта. То, что некогда было территорией становится местом, наделенным социальным значением. У людей, крепче привязанным к местам, лучше самочувствие, более тесные связи с сообществом, более развита способность воспринимать точки зрения других людей.

 

Дом – это что-то для нас особенное. Он для нас и защита и успокоение, отдых, работа, уединение, свобода. Мы вольны делать в нем то, что хотим, когда у нас есть эта возможность, наше состояние становится более устойчиво. Это чувство автономии важно для нашего самочувствия и здоровья. Когда у ребенка нет своего места в доме, где его никто не может «трогать», его личная кровать, это воздействует на его формирование, как личности, это влияет на его психику. Получается, что дом – не просто физическое здание, а еще и психологическая концепция, вместилище социальной группы.

 

Привязанность к местности лежит в основе самоидентификации. Дом вмещает и защищает нас. Важна так же и местность, в которой стоит дом, пути-дороги от важных объектов до дома – от школы, от магазина, от детской площадки и т.д.. У каждого из нас сформировалась особая связь с нашим домом детства, с местностью, в которой он стоял (или квартира в доме). Мы исследовали мир вокруг этого дома, познавали его впервые. Таким образом, в нас сформировался багаж привязанностей, маячков, которые отсылают нас в то время, к нашему первому дому.

 

Открытая зона для общения, более мелкие зоны, закрытые – для уединения. Этот принцип лежит в основе городской среды – открытые площади для сбора большей группы людей, закрытые зоны и здания – для более мелких групп.

 

Окинув быстрым взглядом здание, его интерьер мы чувствуем, видим, много ли финансов вложил его владелец в него, работал ли над зданием, интерьером, дизайнер, декоратор, сколько чувств вложил в это все его создатель, насколько компетентен был дизайнер и декоратор. Насколько создатель думал об удобстве, насколько пространство продуманно и роскошно, с точки зрения используемых материалов. Бессознательное считывает качество материалов, пропорции, отношение между этой арх.средой и его владельцем – что вложил владелец. Это порождает взаимное ответное отношение, чувства. Можно ли тут говорить о проективной идентификации или о переносе и контрпереносе, как о психоаналитических понятиях, нужно еще изучить.  

 

Арх. среда и ее дизайн – социальный инструмент. Они влияют на социальные, групповые отношения. Это справедливо для любого места, где мы живем, куда бы мы ни пошли. 

 

Возникает ощущение, что современные архитектора и их заказчики, в большинстве своем, утратили особое отношение к тому, что после них останется, они не думают о будущем. Взять, как пример обратного отношения, Парфенон в Афинах. Насколько это сооружение сложно, как учитывались тогда основы зрительного восприятия человека, его пропорции, какое влияние до сих пор имеет изучение этого здания на формирование архитектора, как профессионала.

 

Отличаются ли поведением в среде люди, выросшие в поселке городского типа или в Санкт-Петербурге или Москве? Это ощущается во всем поведении этих людей. Системы знаков в арх.среде поселка упрощенее, чем в Питере, нет такого количества невербальных знаков, которые постоянно нужно считывать и учитывать. Поведение таких людей в метро и на оживленной улице тоже будет отличаться друг от друга. Психологическое состояние этих людей так же будет разниться. И это из-за того только, что они выросли в разных арх. пространствах. Человеку из поселка необходимо какое-то время для того, чтобы освоиться в среде большого города. А человеку, выросшему в большом городе, среда поселка будет казаться простой для усвоения, ему будет проще освоиться в этом пространстве.  

 

Даже исходя из этого примера становится понятно, как влияет на нас среда, в которой мы выросли. Из воспоминаний, которые мы формируем в детстве, а затем воспроизводим в последующей жизни, они буквально создают основу. В окружении, в котором человек чувствует себя защищенным, успокоенным, он может достигать семейного, личного благополучия. Это будет благотворно влиять на все общество, всю нашу большую группу людей. Понимание этого, возможно, в дальнейшем, изменит отношение к арх. среде. дизайн, нацеленный на развитие человека, должен рассматриваться как неотъемлемое право человека.

 

Дизайн среды, арх. пространство может способствовать ощущению нами, как людей, лучшему общению с окружением, с социумом, как бы присутствовать в мире, осмыслять присутствие здесь и сейчас под разными углами – мы существа, временно пребывающие тут, а именно, в данный момент времени. Это все обострит наше ощущение себя, группы, к которой мы принадлежим, к миру. Это обогатит чувствование места и себя.

 

Что объединяет людей, как группу, выросшую в одном месте – городе, местности, стране, людей, учившихся в одном здании, живших в одном доме, игравших в одном дворе или гуляющих в одном парке, людей, находящихся какое то продолжительное время в одной арх.среде или имеющих одни интерьерные вещи, как, например, в советское время много у кого была польская стенка шкаф. А что объединяет людей, имеющих одно любимое место в городе, куда они любят приходить вновь и вновь?

 

Сколько вопросов еще осталось о связи нас и той среды, в которой мы живем и которую мы создаем. Арх.среда как символ культуры и человеческого. Приобщение к человеческому через архитектуру, идентификация себя с человеческим через арх.среду.

 

«В результате процесса, называемого сегодня "глобализацией", современный мир превращается в подобие большой, очень большой, глобальной группы. Группа эта объединена многочисленными информационными, эмоциональными, экономическими связями, но несмотря на это чрезвычайно раздроблена. И как во всякой большой группе, в ней актуализируются весьма примитивные формы переживаний. Колоссальное неравенство запускает в действие интенсивные чувства зависти и ненависти. На этой основе происходит объединение подгрупп, в основе которого лежит более глубокое, глобальное расщепление.»

 

Группы часто ведут себя так, что, если бы они были индивидами, можно было бы сказать, что они безумны. И чем больше группа, тем чаще возникает подобное ощущение. Нам остается полагаться на социальный прогресс, развитие самой группы. И здесь открывается новая тема: здорового, творческого потенциала групповых процессов, разума группы, способного противостоять ее безумию. Какую роль в этом процессе можно отвести архитектурной среде?

 

Опыт нашего потока в институте по смене локации учебы – первые несколько учебных блоков проходили в пространстве, в котором работал дизайнер, были продуманы цвета, фактуры, формы в помещениях учебы и общих пространствах, где мы встречались на перерывах. В том пространстве была удобная мебель, продуманы зоны рекреации. Чувствовалась основная идея, предназначение помещений. Коллеги отмечали удобство и уют. После этих нескольких учебных блоков институт переместился в другие помещения, где не работал дизайнер и не было разработано общего концепта помещений, мебели, декора. Участники заметили это и обсуждали на группах данные факты, как досадные, переживали утрату, у кого-то портилось настроение, кто-то испытывал гнев по этому поводу. Наблюдалась общая фрустрация, как будто мы утратили дом, какую-то опору. Нам пришлось приложить усилие, чтобы принять этот наш второй дом таким, какой он есть. Но с нами, в нашей памяти, остался тот первый дом института, вспоминаем то пространство, как бы возвращаясь к утраченной колыбели. И тут возникает вопрос – а остался бы тот наш первый дом в нашей памяти идеализированным, если бы он не был таким, каким бы он остался в нашей памяти тогда?

 

Пример из практики.

Анализант после смерти отца получил в наследство от него квартиру. Находясь в ней, его охватывал ужас такой силы, что хотелось убежать из нее. В этой квартире жили его бабушка и дедушка по отцу, в ней умирала бабушка, отец не делал в ней ремонт после ее смерти и так и дожил до своей смерти, оставляя квартиру нетронутой, его мать делала в ней ремонт своими руками, все обои были наклеены ей собственноручно и когда они отклеились, отец клиента не приклеивал их обратно, возможно, связывая квартиру с матерью, т.к. он жил с ней до ее смерти. Сам анализант имеет на ее счет другие планы - хочет все изменить – выбросить вещи, покрасить в другой цвет стены. Обсуждая его ужас на сессиях, мы пришли к выводу, что эта квартира связывает его со смертью, она как некий портал между мирами – прошлое и будущее, жизнь и смерть, конечность и бесконечность.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.     «Тотем и табу» Зигмунд Фрейд.

2.     «Психология масс и анализ человеческого «Я»» Зигмунд Фрейд.

3.     Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательное в психоанализе (1912)...

4.     «Город как безумие» Сара Уильямс Голдхаген.

5.     От пустоты к парадоксу: Борис Гройс о публичном пространстве.

6.     Смысл и бессознательное в архитектуре. А.Г.Раппапорт.

7.     Конец общности: Борис Гройс о необходимости одиночества и рефлексии в искусстве.

8.     Борис Ефимович Гройс: Город в эпоху его туристической воспроизводимости.

9.     «НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ» Зигмунд Фрейд.

10.  Психоанализ и группы. Романов И.Ю. Год издания и номер журнала 2001, №1-2

 

Архитектурнвя среда как переходный объект

Арх.язык - можно ли говорить о таком понятии. Существует много стилей архитектуры. В каждом из них есть свои знаки и символы, свои характерные линии и цвета.

Все мы понимаем, когда видим какой то объект, по каким то признакам, что это жилая комната или гостиная комната. Или это общественная зала.  Мы считываем это быстро.

back