Групповая динамика в работе малой психоаналитической группы

Групповая динамика в работе малой психоаналитической группы
Ольга Кияшко

Термин «групповая динамика» впервые был использован Куртом Левиным в 1936 году. Он обозначает взаимодействие различных факторов, определяющих функционирова­ние всей группы

Сама историческая ситуация подталкивала психологов к изучению влияния группы на человека: после второй мировой войны с фронта вернулось множество солдат, которые нуждались в реабилитации после ужасов войны. Одним из психологов, которые занимались реабилитацией солдат после войны, был Уилфред Бион. Предтечей бионовских взглядов на групповую динамику можно считать работы Фрейда и Кляйн,  обращаясь к работам Кляйн и ее терминам психотическая тревога, примитивные защиты, рассматривая гипотезы ранних объектных отношений, мы можем наблюдать не только то, что человек с самого начала жизни привязан к группе, сначала это семейная группа, с течением жизни группа расширяется и так или иначе имеет важное значение в формировании и развитии психики, но и то что его первые контакты с матерью и другими людьми его окружения обладают особым качеством и имеют глубокое значение для всего последующего развития. 

 

Можно рассмотреть психоаналитическую группу как собрание индивидуальностей, где каждый участник является уникальной личностью, имеет свои уникальные цели и потребности, испытывает свои чувства, способы взаимодействия с другими участниками, свой жизненный опыт и ролевые модели. У участников свои семейные ситуации, кто-то пришёл на группу, чтобы наладить отношения с представителями противоположного пола, а кто-то разрешить семейные проблемы и т.д.

 

Можно посмотреть на группу как на непрекращающийся процесс взаимодействий между участниками, участниками и ведущим. Даже если сейчас все молчат – это тоже один из способов взаимодействия с окружающими. В этом случае мы рассматриваем то, как именно участники строят взаимодействие друг с другом. Что открывают другим, а что стараются не показывать. Кто с кем предпочитает взаимодействовать, а кого избегает. Как участники взаимодействуют с ведущим. Что они отдают группе, а что из нее берут. Приводит ли их способ взаимодействия к желаемому результату или нет. То есть у группы есть огромный потенциал как у микросоциальной модели, ведь в начале группового процесса участники воспроизводят свои привычные паттерны взаимодействия. Эти паттерны мало чем отличаются от взаимодействия с людьми за пределами группы. Значит есть надежда на то, что эти стереотипы поведения могут быть осознаны. И участник, обнаруживший, что его способ взаимодействия с окружающими не приводит к желаемому результату может попробовать новые способы на группы, а затем перенести их в жизнь.

 

Можно посмотреть на группу, как на единое целое, как на живой организм. По сути дела, установление эмоциональных связей в группе для взрослого человека может быть так же трудно, как и для ребенка, пытающегося установить контакт с матерью. Вместе с тем невозможность и трудность установления этого контакта ведет к регрессии. Так же именно благодаря регрессии, у индивидуума складывается ощущение того, что группа наделена «Фантазируемой групповой личностью» (Бион 1952), т.е. группа мыслится не как совокупность отдельных участников, а как нечто большее, конкретный член группы теряет свое индивидуальное своеобразие, т.е. индивид, вступая в группу теряет или начинает диффузно воспринимать свою историю, привычки, самосознание, традиции.

 

Поэтому говоря о групповой динамике, мы имеем в виду группу в целом и используем такой подход к анализу групповых феноменов, ко­торый принципиально отличается от рассмотрения группы как суммы индивиду­альных психических свойств членов группы.

 

Группа похожа на семью, в которой родители стремятся передать детям свои ценности. Это далеко не всегда происхо­дит осознанно, поскольку на ценности семьи влияют различные социальные группы и та культурная среда, которая окружает семью. Когда дети взрослеют, они, в свою очередь, начинают оказывать влияние на систему ценностей родителей. Се­мейные нормы и установки меняются по мере взросления детей и изменения их потребностей. Вместе с детьми меняются и их родители. Групповые ценности и нормы также подвержены изменениям, и это заметно по тому, как члены группы взаимодействуют друг с другом и с лидером, а также по тому, что они находят для себя интересным, а что — нет. Члены одной группы предпочитают рассказывать друг другу о том, что они видели во сне, в то время как члены другой группы фокусируют свое внимание на обсуждении отношений друг с другом. Возможны самые разные варианты группового поведения, и все они отражают нормы и куль­туру группы.

 

Оценка групповой динамики предполагает рассмотрение группы в качестве социального организма, характеризующегося наличием лидера (лидеров), определенным статусом и ролями его членов, структурой, климатом, стандартами, давлением и коммуникациями.

 

Динамика группового процесса — это естественное движение от менее развитой группы к более зрелой. Есть несколько стадий группового процесса, важно понимать, что это просто модель, то есть описание идеальной ситуации, которой в группе не бывает полностью. Но соотнесение с групповой моделью помогает ведущему ориентироваться в происходящем процессе, предполагать его дальнейшее развитие, отделять полезные в данный момент тенденции от неполезных.

 

В период набора группы группаналитик назначает время и место встреч, их частоту, размер группы. Также он понимает, кто из его клиентов будет участником группы. Можно сказать, что таким образом он определяет внешние и внутренние границы группы. В процессе работы группы важнейшая функция группаналитика – поддержание надежных границ.

 

Обозначение внутренних границ группы включает определение основного ха­рактера взаимоотношений между членами группы, между ними и группаналитиком, а также того, каким образом члены группы и ведущий смогут достичь поставленной цели. Также определяются границы между членами группы, между членами группы и ведущим для того, чтобы сделать психотерапевтическое взаимодействие более эффективным. При этом формирова­ние подгрупп необходимо обсуждать открыто. Один из важных аспектов подготов­ки группы к работе — объяснение ведущим в беседе с членами группы того, что их опыт участия в групповом процессе будет отражать опыт повседневной жизни. Важно говорить членам группы о том, что важно серьезно относиться к «отсутствию проблем». Термин «отсутствие проблем» в данном случае обозначает такое повторное «проигрывание» членами группы их проблемных отношений, которое может отличать­ся от предъявляемых ими при общении за психотерапевтической помощью жалоб либо, наоборот, их отражать.

 

Ведущий обычно следует за групповым процессом, а не пытается его иницииро­вать. Ведущий использует свой авторитет для того, чтобы сформировать психотера­певтические границы и механизмы. Однако в ходе проведения группы он занима­ет недирективную позицию, способствующую проявлению регрессивных фантазий и проекций. Лидер становится «объектом» для фантазий членов группы. В соот­ветствии со взглядами Уилфреда Биона, аффективные реакции чле­нов группы по отношению к ведущему включают зависимость, реакции бег­ства и борьбы или спаривания. Находясь в регрессивном состоянии, члены группы воспринимают лидера и реагируют на него двояко: он представляется им благоже­лательным/неблагожелательным, безупречным/отягощенным недостатками, всесильным/бессильным и всезнающим/ничего не знающим. Они взаимодейству­ют с ведущим посредством проективных процессов, направляя на него та­кие сильные чувства, как ненависть, зависть или любовь. Роль психотерапевта за­ключается в том, чтобы удерживать (контейнировать) и анализировать эти сильные чувства с целью их психоаналитического использования.

 

Важнейшая функция психотерапевта — поддержание надежных границ. Они должны быть достаточно гибкими для того, чтобы способствовать сохранению це­лостности группы, и вместе с тем быть не слишком проницаемыми, чтобы не ста­вить безопасность членов группы под угрозу. Как правило, внешние функции и структура группы не являются предметом для обсуждения. Ведущий пред­лагает членам группы соглашение о групповой структуре, которое они принимают как условие своего участия в группе. Хотя внешние обстоятельства могут привести к изменению соглашения, только ведущий определяет, допускать эти изменения или нет. Нормы и ценности группы меняют­ся по мере ее созревания, и в более зрелых группах участники, как правило, подхо­дят к определению групповых границ более свободно.

 

Ньютон сравнивает роль ведущего с ролью отца, считая, что роль отца вызывает различные формы переносов и их сложное сочетание в группе. Ньютон полагает, что эта роль связана с умением ведущего форми­ровать такие внешние границы группы, которые создают безопасное пространство для работы. Материнская же функция ведущего вызывает иные переносы и связана с тем, что одной из задач ведущего является динамическая оценка отношений между членами группы и между ними и ведущим. Таким обра­зом, групповая структура и динамика влияют на переносы, которые далеко не все­гда определяются полом ведущего.

 

Члены группы внимательно следят за поведением ведущего, за тем, что и как он говорит, насколько он открыт и как взаимодействует с другими. Они придают большое значение тому, проявляет ли ведущий, обращаясь к участникам, свои чувства, стремится ли он устанавливать с ними зрительный контакт. Кроме того, ведущий посредством механизмов имитации и идентификации формирует для участников группы модель наблюдения за групповыми феноменами и их использова­нием. Поэтому очень важно, чтобы ведущий, анализируя свое поведение, понимал, какое влияние оно оказывает на процесс терапии.

 

С течением времени каждая группа вырабатывает свои формы выражения своих переживаний и разрешения конфликтов. Групповая культура создается отдельными взаимодействиями между участниками и ведущим и, будучи созданной, начинает формировать эти взаимодействия, регулировать формы поведения участников, а также формы выражения ими своих чувств и мыслей.

 

У. Бион выдели основные формы групповой культуры: рабочую и три вида базовой групповой культуры. В целом можно сказать, что вид групповой культуры определяется тем, какие отношения активизируются в участниках группы: базовые, семейные, социальные или рабочие.

 

Базовая групповая культура проявляется тем сильнее, чем более пассивен ведущий, чем значительнее нарушены связи между участниками (например, в начале группы или во время конфликта) и чем более серьезны психические проблемы участников. Базовая культура возникает при групповом регрессе участников до уровня базового дефекта. Базовый уровень отношений формируется в диадных взаимоотношениях с матерью в период от рождения до трех лет. Болезнь матери, разрыв отношений с ней, отсутствие ее заботы, или наоборот ее ухудшающее внимание, ее сильная тревожность приводят к тяжелым расстройствам психики ребенка. Эти расстройства проявляются в специфических формах взаимодействия базового уровня. Здоровые люди сохраняют отношения базового уровня в латентном состоянии в силу первичности отношений с матерью. Если отношения базового уровня активизируются у большинства участников группы в группе формируется базовая культура.

 

Базовая культура «ЗАВИСИМОСТЬ» - это примитивная групповая культура, главным действующим лицом которой является «идеальный» ведущий, выполняющий для группы функции матери. Ценности участников такой группы соответствуют ценностям младенца – кормление (в случае группы — это насыщение информацией), забота и защита со стороны ведущего. Символ такой групповой культуры – диада «Кормящая мать – Младенец». Если в группе установилась базовая культура «Зависимость» участники могут нарушать нормы, о которых они заранее договаривались с ведущим. Это может проявляться в начале группы, когда нормы еще недостаточно усвоены, или при регрессе участников к базовому уровню, когда высокий уровень тревоги препятствует соблюдению правил. В базовой групповой культуре «Зависимость» участники зависят от ведущего, групповое общение фрагментировано, наблюдается длительное молчание или длительные монологи отдельных участников, образование пар, преждевременное самораскрытие, нарушение конфиденциальности.

 

Следующий уровень развития базовой культуры «КОНТРЗАВИСИМОСТЬ», в которой дополнительно к кормлению, заботе и защите появляется такая ценность как «борьба против врага». Образ врага ценен тем, что он направляет в определенное русло (канализирует) агрессию и превращает тревогу, существующую в группе в страх перед «всемогущим» ведущим. Этот страх переносится значительно легче чем беспредметная тревога. Символом такой групповой культуры является «Фрустрирующая мать – Ребенок». В этой диаде со стороны ребенка к матери еще нет ни любви, ни ненависти, а есть только непрерывная связь, основанная на зависимости и беспомощности ребенка и его стремлении получить от матери заботу и внимание. Идеалом такой группы также является «идеальный» ведущий, который должен выполнять функции матери. В базовой культуре «Контрзависимость» нормы также нарушаются, это вызвано протестными реакциями и борьбой против ведущего. То есть причина нарушения норм не в неусвоенности правил (как в БК «Зависимость). Участники могут пробовать установить собственные нормы и правила, вносить такие предложения. В групповой культуре «Контрзависимость» участники выражают свою агрессию к ведущего, ведется поиск «козла отпущения» среди участников, наблюдаются пропуски и опоздания, образование подгрупп.

 

Важно не спутать базовую культуру группы с регрессом до базового уровня отдельных участников. Базовая культура – это культура зависимости и контрзависимости от ведущего.

 

Социальная защитная культура – это культура, которую участники группы приносят из социума, своей реальной жизни. При отношениях в социуме для того, чтобы справиться с тревогой формируются защитные нормы. Например, пословица «Слово -  серебро, молчание – золото», показывает социальную норму не говорить открыто о том, что думаешь, не идти на конфликт, не сплетничать. То есть групповая норма «Говорить все, что приходит в голову» разрушает социальную норму, у многих участников это ведет к внутреннему конфликту, ощущению опасности. Поэтому правило конфиденциальности очень важно в группе, оно защищает участников от раскрытия информации, звучавшей на группе. Другое отличие групповых норм от социальных в том, что в группе нельзя ходить, есть, пить, вставать, прикасаться друг к другу и т.п. То есть нельзя совершать действия, которые в социальной жизни ведут к снятию напряжения и установлению доверительных отношений.

 

Социальная культура защищает участников группы от психических травм и проявляется в группе в виде сопротивления работе. В группе периодически проявляется социальная защитная культура, и общение теряет свою глубину, становясь похожим на общение в социальной группе. Социальная защитная культура проявляется в группе в виде таких социальных сопротивлений: смех, шутки и анекдоты, создание в группе идентифицированного участника, советы, попытки структурирования группы, отвлекающие беседы, введение социальных ритуалов (праздники, встречи вне группы). Идеалом социальной защитной культуры является ведущий, несущий функции социального лидера.

 

Участники могут воспроизводить в группе индивидуальные формы своих семейных отношений, сопротивления и переносы.  В этом случае в группе может формироваться семейная групповая культура. Отношения семейной культуры закладываются от трех лет через взаимодействие с матерью и другими членами семьи.

 

Все семьи разные и культура в них разная, но есть то общее, что объединяет всех – это любовь детей к своим близких и потребность в ответной любви. Этот важный момент может помочь в групповой работе, но может и вызвать сопротивление участников. Сопротивление возникает если любови очень много, в этом случае участники могут замалчивать острые темы ради сохранения хороших отношений, что не дает работать группе. В случае семейной групповой культуры ведущий может опираться на семейные паттерны и поддерживать эту культуру с помощью норм, которые ведут к созданию развивающей атмосферы в группе. Таким образом, группа приближается к созданию «идеальной» групповой атмосферы, символом которой является «идеальная» семья, которая способствует наилучшему психическому развитию ребенка. К ценностям «идеальной» семейной культуры относятся открытость, развитие, отклик, эмпатия.  Группа, существующая в рамках семейной групповой культуры может быть противопоставлением «неидеальным» семьям участников группы, она действует по другим, непривычным правилам. В результате уровень общения и адекватности участников группы вырастает. Семейная групповая культура создает безопасность и помогает проявиться чувствам и способностям, которые были похоронены социальной культурой.

 

Рабочая культура выражается в формах взаимодействия, характерных для людей, выполняющих общие задачи. В идеале рабочая группа может выполнять функции терапевта. Ценностями рабочей группы являются искреннее, открытое взаимодействие участников, отклик, экспериментирование с новыми формами поведения в группе. Рабочая группа определяется целями, которые она перед собой ставит. Участники группы выполняют поставленные задачи и следуют заданным нормам. Для того, чтобы группа стала рабочей в группе должно проявиться бессознательной, именно для этого существует правило «Говорите всё, что приходит Вам в голову». При свободных ассоциациях первичные процессы всплывают из бессознательного в группу и вызывают резонанс в участниках. В результате резонанса происходит усиление смыслов и становится возможным осознание бессознательного психики каждого участника группы. Рабочая культура может развиться после развития семейной культуры, когда участники чувствуют безопасность, и отпадает необходимость в использовании сопротивлений базовой защитной и социальной культур.

 

Рабочая и семейная групповая культуры являются зрелыми фазами развития группы. Участники группы, дошедшей до зрелой фазы развития начинают высоко ценить свое участие и могут задать себе вопрос «Где еще я могу найти для себя возможность обменяться с другими людьми значимыми для меня чувствами и мыслями, проявить доверие к другим и почувствовать, что другие мне тоже доверяют?!»

 

На мой взгляд это основное богатство, которое группа может дать и участникам и ведущему!!!

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Бион У. Групповая динамика/ 1952.

2.    Кляйн М. Ненависть, зависть, любовь, сочувствие/ 2012.

3.    Левин К. Динамическая психология/ 2001.

4.    Рутан Дж, Стоун У. Психодинамическая групповая терапия/ 2002.

5.    Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии/ 2000.

back