От гнезда до полета

От гнезда до полета
Елена Емельянова

Я студентка дипломного курса института НИГрА, обучаюсь группанализу по программе 2020-2023 г.г. Закончила второй год обучения. В моей статье хочу исследовать тему сопротивления в процессе моего обучения и начала практики. Вернусь к самому началу вхождения в этот процесс и порассуждаю как это быть в этом состоянии.  Для чего все это? О чем я молчу?

У меня огромное сопротивление писать про сопротивление! Тема мне близкая и важная. Предлагаю взглянуть на нее с другой стороны, как вижу это я.

Начну с мыслей почему же нас хотят заставить замолчать с раннего детства и опишу опыт моего обучения в школе. Я расскажу про сопротивление через мою историю вхождения в психоаналитическую терапию. Как не легко начать это исследование длиною в жизнь. Далее опишу свои мысли от группаналитической работы раз в неделю и шатловым методом. И какие я почувствовала изменения после года нахождения в шатловой группе.

Я изучила разные источники по теме сопротивления от истоков психоанализа и до наших дней, но в этой статье поделюсь только самыми, на мой взгляд, основными цитатами и выдержками. После основных понятий поделюсь наблюдениями сопротивления у меня и у окружающих людей. И перейду к началу в моей практике.

 

Почему у нас отнимают свободу выражения своих чувств и желаний? Или почему мы выбираем замолчать?

Как выразить собственное мнение? Почему нужно чтобы ты тупо работал и не учился, ничем не интересовался, ни к чему не стремился?

Заставить замолчать в контексте семьи - не плачь, не ной. Нам отзеркаливают наш образ, какие мы. И вместе с тем мы впитываем что мы можем делать, что не можем. Как сильно может повлиять социальный контекст? В группе в садике нельзя шуметь, выражать свое мнение. С малых лет детей приучают к общим правилам. Так легче управлять большим количеством детей. Во взрослом обществе такое же негласное правило. Есть свобода слова, но нет возможности ее выразить. В новостях показывают одну удобную кому-то правду. А на самом деле она другая, или открывают только часть правды. Когда выдирают часть из целого получается совсем другой смысл. И в жизни мы так часто общаемся с детьми, с родственниками.

Родители из детей часто делают удобных людей. Чтобы родителям было чем гордиться, чтобы не стыдно было перед обществом. Многие родители не видят индивидуальности и реальных потребностей ребенка. Детям навешивают свои мечты, свои страхи, свое не всегда адекватное или очень узкое видение мира. Дети очень хотят любви, одобрения и принятия от родителей и стараются угодить, быть тише. Зажимают себя внутри для самых значимых взрослых.

Бесцельно живущему человеку легче навязать свое мнение, им легче управлять и вести к своим целям и интересам.

Если нас хотят заставить замолчать, то это выгодно кому-то другому. Если нет возможности выразить себя и свои мысли, значит это нужно кому-то из вне. Это постоянный конфликт между я и другие. Постоянно происходит выбор для себя или для других. Что выбрать именно сейчас?

В процессе обучения в НИГрА мы все потихоньку выползаем из этих состояний. Мы учимся слышать и точно будем услышаны. Мы не идем к чьей-то цели, а находим свою.

 

Сопротивление учиться.

В школе мне учиться совсем не нравилось. Меня так же не видели, как и дома. Я была одна из… учеников класса. Я подстраивалась под этот процесс, как и под родительскую семью. Я не знала кто я? И чего хочу от жизни? Но весь этот опыт мы проходим до того, как определимся кто мы. Школа не стремиться нас чему-то научить для жизни. Просто какая-то программа для всех одинаковая.

И я заметила еще в школе, что предмет раскрывается по-новому, становится интересным, когда преподаватель сам увлечен и умеет интересно рассказать об этом. Когда учитель не вымещает на тебе свои обиды и не удовлетворенность своей жизнью и заработной платой, а наполнен впечатлениями и знаниями, которыми хочется поделиться с нами, с учениками. Это важно для ребенка. Со мной было так: я зазубривала материал, сдавала его в положенный день и тут же все забывала, за ненадобностью. А уж если мне было интересно, и я хотела действительно чему-то научиться, то было совсем по-другому. Я вбирала знания и уже не выпускала, не вытесняла, а пробовала что-то делать, экспериментировала. Если что-то не получилось, был план «б», а может по-другому попробовать? Когда хочешь сам научиться без палки, ты даешь себе время столько сколько нужно, без даты и ограничения по времени. Вся информация прочно остается в тебе и те навыки которым научился. Их начинаешь применять в жизни.

 

 

 

Начало.

До своей первой личной терапии я совсем не понимала, что со мной происходит, что я чувствую и почему. Это как будто живешь в темноте, в тумане. Постоянно в голове одни и те же мысли по кругу. Психоаналитик задавала вопросы про детство и про родителей. И я отвечала «Да, нормальное детство, только ничего не помню. Да нормальные родители», а потом много и горько рыдала, вспоминая что-то из детства.

Индивидуальная терапия в течение 5 лет дала много. От базового «Я есть», «Меня обижать нельзя» и до вектора вперед к постоянному развитию и внутреннему росту. Задать направление исследования важнее, чем предложить готовое решение. Я смогла кардинально изменить свою жизнь, освободиться как бы. Но было чувство что много не понимаю, не вижу, не слышу, что мой мир ограничен и весь в запретах.

«Говорят, если хочешь понять себя — иди в индивидуальную терапию, но если хочешь измениться — иди в группу».

Как расширить понимание и подрасти? я видела выход в групповой терапии. А на группу было очень страшно решиться. А вдруг не примут или не поймут? Не было доверия к людям, тем более к не знакомым людям. Я начала ходить на группу раз в неделю. Но почувствовала не удовлетворенность и хотела максимально ускорить этот процесс. Я понимала, что будет больно, но оставаться в этой точке было уже не выносимо.

Я стала совмещать первую группу и вводный курс в НИГрА. Было тяжело материально и внутренне. Там я чувствовала свою тотальную мелкость. Все взрослые, далеко взрослые, а я в самом низу развития человечества. Я чувствовала себя маленьким напуганным зверьком или маленьким комочком пушистым и мягким снаружи, но напряженным и твердым внутри. Я столько информации за день работы не слышала никогда в жизни. Мне было трудно просто переварить такой объем слов, не то что понять какие это вызывает чувства. Я никогда в жизни не участвовала в таком количестве разговоров в день.

Я шла к своей цели, не смотря ни что, преодолевая все возникающие сложности - никогда не опаздывала, оплачивала в срок, подготавливала детей, что болеть нельзя. Я боялась, что мое окружение причинит препятствие. Я чувствовала, что я в себе и в окружающем пространстве что-то преодолеваю. С усилием я вырывала себя из той жизни и привозила себя на группу. И именно не приезжала, а привозила себя. Как-будто что-то во мне взяло верх надо мной же. И как бы я там не трепыхалась, не придумывала внутри отговорки это что-то тащило меня туда. Это что-то говорило – я не дам тебе отступить назад. Я тебя привезу туда в любом состоянии, это тебе нужно как воздух. От других людей я оберегала этот мой мир. Я никому конкретно не говорила куда я еду и зачем. Я боялась быть обесцененной и униженной.

 

Психоанализ медленный процесс.

Психоанализ медленный процесс. Групповой психоанализ как мне чувствуется побыстрее. Я испытала на себе групповой процесс раз в неделю на постоянной основе и шатловый (блочный) процесс. В шатловом погружение идет гораздо глубже и по ощущениям изменения идут интенсивнее – больнее, но быстрее.

Между блоками запущенные процессы идут внутри без остановки и онлайн группа раз в 2 недели поддерживает развитие и движение к пониманию. Можно что-то уточнить, поделиться своими впечатлениями и открытиями, чувствами, слезами, страхом, всем что важно и актуально в тот период. В таком способе обучения тебя никто не учит с указкой у доски и нестрашно получить 2. Ты сам вбираешь информацию по своим возможностям и со своим темпом. Никто не сможет тебя научить насильно или по принуждению. У меня есть свое внутреннее желание к знаниям и расширению границ мироощущения. Мне не нужно чтобы меня кто-то научил как жить, я хочу сама вбирать в себя то что мне нужно и выбирать как построить свою жизнь, что подходит именно мне.

Мне подошел именно шатловый метод обучения, потому что очень похоже проходило мое детство. Год я жила с родителями и ходила в садик. Из этой части жизни очень мало воспоминаний и ярких образов почти нет. Зато я живо и ярко помню лето, проведенное у бабушки в деревне. Если нужно вспомнить детство, то в первую очередь приходят в голову образы того периода. А если поднапрячься и через боль поискать что-то еще, то можно вспомнить ребенка, которого не слышали, не понимали и все запрещали. Мое развитие как будто проходило в шатловом развитии. Летом я жила, набиралась впечатлений, а в остальное время перерабатывала этот опыт и опиралась на него.

Если вернуться к первому году в шатловой группе, то тогда говорить было трудно. Но на тот момент мне больше нужно было слушать. Мне было это важно. И было важно услышать от группового психоаналитика что-то про меня. Я не воспринимала других участников как людей компетентных. Только ведущая могла мне что-то прояснить. Я ждала от нее большей активности, ждала ее слов. Сейчас я вижу и слышу всех участников, без оглядки на ведущего. Я ценю их мнение, их помощь и то что они говорят.

И я соединилась с собой. Я не тащу себя на блок, а собираюсь и еду, потому что это мой выбор, я этого хочу. В кругу я чувствую себя спокойно. А особенно в большой группе на первых блоках было сильное напряжение и страх что меня заметят, хотелось быть не заметной. Сейчас я спокойнее, есть конечно волнение, но это нормально переносимо. В малой группе я уже не чувствую себя совсем маленькой, я взрослая, я равная.

Но идут уже другие процессы. Часто нет возможности говорить и даже просто открыть рот не получается.  Почему? Мне нужно накопить сначала, чтобы сказать. Нет спонтанности, запрет на это. Накопить как бы силы, жду нападения всегда. И когда не готова воевать молчу. Накоплю заряд и тогда можно бахать кому-то. Я себя очень контролирую чтобы лишнего не сказать. Контролирую, потому что запрет. Потому что хочу показать себя с лучшей стороны. «Молчи за умного сойдешь». «Молчание золото». Запрет проявлять себя, свои эмоции, свои слова. И то что я скажу это никому не нужно, не ценно, ерунда. Было очень стыдно плакать при всех и видеть слезы других.

Я хотела быстрого роста, после каждого блока оценивала себя подросла или нет. Не видела разницы и разочаровывалась в себе. Что я никчемная. Не могу научиться быть уверенной, спокойной, счастливой, улыбаться просто так, потому что внутри все улыбается. У меня всегда все через страдания, слезы, боль, не принятие себя. Мне стыдно признать себя всю, а не только то что я считаю приемлемым. Все что считаю в себе не правильным выбрасываю за борт. Много вины за то, что я не такая какой должна быть. Кому должна? Кто установил эти критерии? Я сама и установила. Задала себе рамки, чтобы выжить ребенком, чтобы любили.

 

Сопротивление обучающему процессу.

Написать эссе, участвовать в чем то, заплатить, собрать группу.

Я обратила внимание что в обучении студенты могут испытывать сопротивление. И я как студент НИГрА опишу свои ощущения от этого процесса.

Сначала не знаешь, что написать в эссе, пусто в голове. Но потом начнешь и из тебя льется рекой все что есть внутри. Нужно перебороть себя. Я долго хожу вокруг да около, долго настраиваюсь на то что бы начать. Выбираю максимально удобное время, и чтобы все дела были сделаны, и чтобы никто меня не дергал (это самое сложное всегда обязательно кто-то отвлекает, и я сбиваюсь и опять начинается ступор, и я бросаю писать).

Когда я начинаю писать, я как бы отключаю цензора и просто все изливаю на бумагу, сплошным потоком, еле успеваю писать так быстро летят мысли. Самое сложное для меня именно взять и сделать, я много думаю, много как-то подготавливаюсь, сомневаюсь. И поскольку этот настрой действительно отнимает много времени, я чаще всего ссылаюсь на нехватку времени.

Чтобы в чем-то участвовать, чтобы написать отзыв или комментарий я сначала пытаюсь сформулировать свое мнение, свои мысли, потом думаю, что это глупость какая-то и вообще кому нужно мое мнение. Моя значимость растет, но очень медленно. В голове я понимаю, что каждый человек очень значим, каждый обязательно для чего-то нужен. И не знаешь какое твое обращенное невзначай слово может зацепить кого-то, как-то повлиять на другого или вообще изменить кардинально его жизнь. Я знаю, что мое мнение и высказывание важно, но почувствовать и принять это не могу. Из раза в раз у меня сомнение и неуверенность в себе и свои силы. И еще я не участвую в написании отзывов и комментариев, потому что там нет обратной связи. И я не знаю кто прочитает и что подумает. Как будто пишешь в никуда и «в никому».

Оплатить обучение для меня не проблема если есть деньги, проблема, когда их нет. И скорее всего проблема в зарабатывании денег. А отдать я их готова, потому что точно знаю, что мне нужно это обучение, мне интересно, что будет дальше со мной и с другими участниками. Я скорее злюсь на то что у меня нет денег, а не на то что их нужно отдать. Как с семьей я злюсь на себя, что у меня мало ресурса им давать, а не на то что они много просят.

Чтобы набрать группу нужно быть готовым внутри. Мне кажется я еще пока много решаю своих задач. Как писала выше много подготавливаюсь, сомневаюсь и не могу до конца решиться. Топчусь на месте, но знаю точно, что я прыгну в эту прорубь как бы страшно не было. Эта метафора всплыла, потому что очень схожи ощущения с нырянием в мороз в прорубь. Даже раздеться было страшно из-за холода, а когда подходишь к купели ощущение, что там ты и умрешь, и не выйдешь уже никогда. В шлепках я дошла до купели, но вот нужно снять их и встать на лед голыми ногами и очень хочется сбежать, и не идти вперед. Я прощалась с жизнью. С жизнью прежней, потому что, сделав это, преодолев себя я стала другой. Я решилась и рванула вперед. Окунулась и выбралась из воды живая. После этого случая я горжусь собой, что смогла это преодолеть. И знаю точно, что смогу преодолеть свое сопротивление и стать тем, кем хочу быть, как бы страшно не было.

 

Что меня поразило?

В групповом процессе меня поразило на сколько у нас все перекликается по ощущениям, по событиям, по тем темам, которые обсуждаются. Можно ни чего, не сказать о своей проблеме, но кто-то другой это обязательно озвучит. Накануне перед одной из групп online у меня состоялся длинный разговор и так поразительно, что на группе другие участники озвучили все мои мысли и все то, о чем я говорила. Я услышала свой разговор, но разными голосами из группы. Меня это очень удивило и поразило, на сколько это было объемно и явно. Для меня это было ощущение и понимание как это действительно работает, что такое групповая матрица (сеть коммуникаций (взаимодействий), или коммуникативная матрица).

 

Теоретическая часть

В теоретической части я бы хотела обратиться к разным источникам и рассмотреть понятие сопротивления от истоков становления психоанализа и до наших дней.

Я выбрала тему сопротивления в качестве основной потому, что еще Фрейд в 1912 году обнаружил важность анализа сопротивления в начале психоанализа, написав: «Сопротивление сопровождает лечение шаг за шагом. Каждая ассоциация, каждое действие личности при лечении должны расплачиваться сопротивлением и представляют собой компромисс между силами, которые стремятся к выздоровлению, и силами, которые противодействуют этому» (Фрейд, 1912, с. 103)» [1].

В книге «Введение в психоанализ» З. Фрейд пишет о том, что сопротивления должны появиться и их преодоление — это достижение анализа в проделанной работе.

«У вас не должно также складываться впечатления, что в появлении этих сопротивлений мы усматриваем непредвиденную опасность для аналитического влияния. Нет, мы знаем, что эти сопротивления должны появиться; мы только бываем недовольны, если вызываем их недостаточно ясно и не можем объяснить их больному. Наконец, мы понимаем, что преодоление этих сопротивлений является существенным достижением анализа и той части работы, которая только и дает нам уверенность, что мы чего-то добились у больного» [2].

Ральф Р. Гринсон в своей книге «Техника и практика психоанализа», описывает сопротивление так:

«Сопротивление означает своеобразную оппозицию. Оно включает все те силы пациента, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа, то есть мешают свободному ассоциированию пациента, его попыткам вспомнить и достичь, и принять инсайт, которые действуют против приемлемого Эго пациента и его желания изменений; все эти силы считаются сопротивлениями (Фрейд, 1950, с. 517)» [1].

«Сопротивление может быть сознательным, предсознательным или бессознательным, может выражаться в виде эмоций, отношений, идей, побуждений, мыслей, фантазий или действий» [1].

«Сопротивление — это сущность контроля пациента, действующего против прогресса анализа, против аналитика и аналитических процедур и процессов» [1].

У Фукса З. Г. определение сопротивления отсутствует, но есть групповой феномен - отзеркаливание. Отзеркаливание в группе помогает участникам познакомиться со своими сопротивлениями, и возможно их исследовать.

«Феномен «зеркала». Ситуация в группе подобна «зеркальному залу», где человек сталкивается с различными аспектами своего социального, психологического или телесного изображения. Путем тщательной внутренней оценки этих аспектов он может со временем составить свое собственное изображение, не слишком сильно отличающееся от внешней объективной оценки. Он может обнаружить свою истинную личность и связать ее с прошлыми личностями.»

В процессе изучения темы сопротивления я обратилась к современному автору Яну Федорову. Я познакомилась с ним в нашем институте на лекции/вебинаре: «О подготовке к групповой терапии участника и ведущего».

«Идея о том, что собственный опыт может быть ценнее расхожих теорий, стала ключевой для моего профессионального развития» [3].

Эта цитата полностью отражает мое внутреннее состояние. Но все же небольшой кусочек теории в изложении Яна Федорова я здесь размещу, возможно кому-то будет интересно [4].

 

graph_01

graph_02

 

В начале аналитической эпохи к сопротивлению относились как к помехе, по причине которой пациент не желает (или не может) свободно ассоциировать. Позднее за сопротивлением стала приниматься коммуникативная функция, ведь это часть характера пациента, которая проявляет себя в кабинете так же как в обычной жизни. Выявить и разрешить сопротивление – важнейшая задача аналитика, потому что психоанализ направлен на изменение характера пациента.

 

«Анализ сопротивления — один из краеугольных камней психоаналитической техники. Поскольку сопротивление есть проявление защитных и искаженных функций Эго, именно его психоаналитик, должен анализировать в первую очередь. Проницательность эффективна только в том случае, если пациент в состоянии установить и поддерживать приемлемое Эго. Сопротивление сталкивается с этим Эго, поэтому сопротивление должно быть проанализировано прежде чем начнется любая другая аналитическая работа» [1].

 

До того, как мы сможем анализировать сопротивление нам нужно его распознать. Сопротивления проявляются самыми различными трудно уловимыми и сложными способами. Более того, все виды поведения могут служить функции сопротивления.

 

Мое сопротивление чаще всего проявляется в молчании, но только в группе. В индивидуальной терапии такой проблемы нет. И чем больше в группе людей, тем сильнее этот процесс.

 

В ходе обучения и прохождения своей терапии я обнаружила у себя и у других окружающих меня людей следующие виды сопротивления:

 

Когда мы молчим.

Когда мы «не чувствуем себя способными рассказывать». Это похоже на молчание, но в этом случае мы не молчим совсем, а осознаем, что просто «нечего сказать».

Когда мы забалтываем или избегаем каких-то тем.

Когда мы много смеемся и шутим.

Когда мы опаздываем, забываем про встречу, забываем оплатить.

Когда мы говорим про мелочи или незначительные события.

Когда мы на долго замираем в одной позе.

Когда мы говорим только о прошлом или только о настоящем без случайных погружений назад.

Когда мы рассказываем без эмоционально. Как будто нас не трогает то, о чем мы рассказываем.

Когда у нас отсутствуют сновидения или мы забываем какую-то часть сна.

Когда нас одолевает скука и мы избегаем осознание своих инстинктивных влечений и фантазий.

 Когда мы говорим терминами или «стерильным» языком.

Когда у нас есть сознательный секрет, какое-то событие о котором хочется умолчать.

Когда нам хочется обсудить материал из терапии с кем-то еще.

 

И это еще не полный список сопротивлений, с которыми можно столкнуться в психоаналитической ситуации. Еще есть сопротивления, обусловленные переносом. Но мне его еще сложно анализировать. Существует много других сопротивлений, но они похожи на те, которые я перечислила.

 

Сюда же хочу добавить еще два моих сопротивления, которые я распознала в себе. Это когда еще до обучения находясь в кресле клиента, я пыталась узнать у аналитика какие книги по психоанализу лучше почитать. Чтобы обнаружить что-нибудь про себя и избежать неожиданного столкновения с какой-то частью материала на консультации. И второе это желание войти в социальные и дружеские отношения с другими аналитиками, это похоже на разговоры об аналитической работе вне сессии. И это, пожалуй, одно из главных сопротивлений, которое привело меня в эту профессию.

 

«Разрешить или преодолеть сопротивление - не означает, что его надо разрушить или как-то «выключить». Разрешить сопротивление – это заменить неэффективную раннюю форму психологической защиты на более зрелую. Надо помочь пациенту сознательно отказаться от привычного психологического стереотипа. Клиент освобождается от сопротивления сначала за счет помощи аналитика, а потом и самостоятельно, определяя, что мешает ему продвигаться вперед к хорошим отношениям, карьере, самочувствию и т.д.» [4].

 

Я разделяю это понимание, но, когда я это пережила на себе у меня было ощущение, что меня сломали. В голове сама по себе крутилась мысль: «я строила-строила, а вы сломали». Злость, обида, потом пустота. И что теперь? Как по-другому? Я попробовала разные варианты, хоть мне это тяжело давалось, было ощущение преодоления через не хочу/не могу. Но я все-таки попробовала и выбрала для себя свое и более «зрелое», более свободное. Не такое зажатое и ограниченное, как было. Мой контроль себя стал слабее и появилась возможность для более широкого восприятия этого мира. Появилась возможность говорить чуть больше.

 

 

Далее к практике.

Я долго не могла начать практику. Были страхи. Смогу ли я стать достаточно хорошим аналитиком? Справлюсь ли я с собой? Справлюсь ли я с такой ответственной работой? Будут расти мои клиенты? Смогу я вести группы?

 

Я просто размышляла, что это не так быстро делается. Сначала я решала свои внутренние задачи, закрывала свои внутренние пустоты, справлялась со своим сопротивлением. Я училась общаться в группе и понимать людей, видеть вторую сторону. Я испытала на себе все процессы внутри группы. Сейчас я выворачиваю этот процесс в обратную сторону – из участника группы в ведущую группы.

 

У своих клиентов я так же замечаю их сопротивления и страхи:

 

Когда человек хочет быстрый результат; когда говорит о второстепенном, незначительном (сопротивление сопротивлению); или расскажи мне обо мне; или я не буду пользоваться информацией и теми знаниями, что у меня есть для улучшения своего положения.

 

Сопротивление погружению, остается как бы на поверхности. Я понял и дальше внутрь не идет.

 

Бессознательное мы не можем потрогать, но можем увидеть во снах. У клиентов могут отсутствовать сны и все воспоминания о детстве.

 

Так же я заметила, что сопротивление является следствием страха контакта, сближения.

 

В начинающейся практике важное значение имеет поддержка коллег и супервизоров. Без общества единомышленников чувствуешь себя очень одиноко и не уверенно. В практике группаналитика важен взгляд коллег, расширяющий сознание и оберегающий от болезней лидерства, ведущего группы.

 

В процессе обучения в супервизорских и интервизионных группах я поняла, что все что мы делаем это отражение нас самих. Какие не решенные проблемы есть у нас с такими мы столкнемся в работе с группой.  И именно такие люди придут в группу. Мы будем учиться друг у друга и вместе с ними расти.

 

«Среди близких по духу людей, мы постепенно постигаем способность читать символы, из которых состоят симптом, сновидение, человек, общество. Понимание и работа с символическим материалом превращает психоанализ в искусство» [3].

 

Когда я после двух лет обучения вернулась первый раз в тот кабинет где проходил вводный курс, мне пришла ассоциация, что это место для меня как гнездо. Я почувствовала эту разницу в росте, в мироощущении себя. Там я смогла сравнить свои состояния до шатловых групп и сейчас. Изменения внутри точно есть.

 

Я как начинающий группаналитик чувствую себя как гадкий утенок. Я вижу в небе полет лебедей и пытаюсь научиться летать как они. Как можно научиться летать? Это не только заплатить за билет на самолет. А управлять процессом. Соединить в себе все процессы супервизии, терапию, интервизии, книги, вебинары, опыт из жизни, опыт из практики.

 

Прошло 3 года, и я уже набираю свою группу. Я оперилась в процессе взросления-обучения и пробую встать на крыло.

 

Полет для меня — это свобода, зрелость, смелость и возможно сепарация.

 

Вывод.

Выводы, к которым я пришла:

Сопротивление вездесуще.

Каждый человек демонстрирует изобилие различных сопротивлений.

Основные мотивы для сопротивления -  это избегание боли.

 

Сопротивление не является чем-то, что происходит не зависимо от нас. Оно является проявлением нашей собственной активности, это действие, которое мы осуществляем бессознательно, предсознательно или сознательно. Важно обнаруживать и анализировать сопротивление, это существенная часть психоанализа. Сопротивление не является ошибкой, недостатком или слабостью. Нас не отвергнут за то, что мы имеем сопротивление. Иметь сопротивление – совершенно нормально. Когда мы сами обнаружим, что мы не только сопротивляемся, но и почему или чему, то это будет означать что мы сделали важный шаг в анализе.

 

Список литературы:

[1]. Гринсон Р. Р. «Техника и практика психоанализа», М.: Когито-Центр, 2018.

[2]. Фрейд З. «Введение в психоанализ», СПб: Изд-во «Алетейя», 1999.

[3]. Федоров Я. О. «На грани современного анализа», СПб.: ООО «ИПК «БИОНТ»», 2020.

[4]. Федоров Я. О., Белов Е. Н., Белова Е. Б., Клокова М. В., Шиканова Е. А. «Тотем без табу», СПб.: ООО «ИПК «КОСТА»», 2018.

back