Элементы Группанализа в частном детском саду

Элементы Группанализа в частном детском саду
ЮЛИЯ АНОСОВА

Тезисы:

Принцип работы в группе (супервизии) для педагогов.

Детский сад, как взаимодействие трех подгрупп: дети, родители, педагоги.

Работа в группе, как фундамент качественной работы дошкольных и школьных организаций.

Я начала свою работу психолога в 2017 году, после того, как прошла переподготовку на курсах и стала вести песочную терапию в одном из частных садов г. Красноярске. Я вела две группы по 6 человек детей 3-4 лет, дважды в неделю. Разово брала в работу индивидуально. Кроме того, в детском саду я наблюдала за тем, как дети общаются в свободном пространстве между собой, что делают, педагоги, как вечером, когда забирают детей общаются с детьми родители. Под конец учебного года мне стало понятно, что большинству детей не нужна песочная терапия и психолог, а нужны хорошие воспитатели.

 

 В сентябре 2018 года я открыла свой частный детский сад. Но, как оказалось, было мало просто нанять хороших воспитателей и я поняла, что нужно работать с педагогами и здесь мне пришел на помощь группанализ.

 

В январе 2020 года я собрала группу из всех педагогов детского сада, включая нянь и повара, назвала эту группу супервизионной и мы начали работу.

 

Если смотреть на работу в детском саду (школе) группаналитически, то можно выделить работу с тремя группами, это дети, вторая это воспитатели и третья это родители детей. Эти три группы можно еще, как и в группанализе разделить на группы: не говорящих (дети) и говорящих (взрослые). 

 

В супервизионной группе есть возможность эти взаимосвязи находить и тем самым помогать всем участникам процесса.

 

Как часто бывает, что дети в детском саду начинают болеть одновременно. Когда такое происходит, и у группы детей проявляются одни и те же симптомы это считается вирусом. У нас в детском центре, мы на наших встречах всегда поднимаем вопрос, что происходит с каждой из трех групп. Чтобы понять и исследовать именно психическое поле, где произошло напряжение, к чему присоединился вирус уже как последствие, а не первопричина.

 

И первый вопрос, что произошло с воспитателями, что могут бессознательно ловить дети и отыгрывать через заболевание. Второе, что происходит непосредственно с детьми в группе и с каждым по отдельности и третье, что происходит с родителями. В ходе встречи, участник выносящий «случай» обрисовывает ситуацию, то как он ее видит. После чего все участники группы высказывают свои ассоциации и чувства, ищут взаимосвязи происходящего во взаимоотношениях между детьми, с родителями и собой. Это позволяет увидеть ситуацию объёмной и благодаря этому почувствовать и понять в каком ключе нужно двигаться в работе с родителями, детьми и собственном эмоциональным состоянием.

 

Дети.  На супервизии педагоги, развивают способности к пониманию чувств и импульсов детей, учатся говорить с детьми просто о их чувствах, обозначать их простым и доступным языком. Воспитатели с детьми рисуют и играют в ситуацию, которая может рождать напряжение, проговаривают конфликт, обозначив его простыми и доступными словами. В работе с эмоциональным состоянием неговорящих детей используется не только слово, но и сенсорный материал, песок, пластилин, краски, природные фактуры и прочее.

 

Родители. Работа с родителями строится на нескольких пунктах, это выдерживание рамок, как в терапии: оплата, режимные моменты, выслушивание и понимание. Работа с конфликтными и тревожными состояниями родителей, через обратную связь по детям или любым другим тревожащим родителей моментам. Главный итог этого общения, привнесение этого материала в супервизионную группу, чтобы увидеть взаимосвязи в происходящем внутри детской группы и как это влияет на процессы и взаимоотношения в целом.

 

Педагоги. Супервизия позволяет увидеть, как личные сложные переживания педагогов за рамками детской группы (смерть близкого человека, заболевание, личные и профессиональные конфликты и прочее) не осознанное или осознанное, и возможно обсуждаемое при детях, может влиять на то, что происходит в группе детей.

 

Кроме того супервизия позволяет работать с чувствами педагогов, которые рождаются в профессиональном поле: чувство бессилия, раздражения, скуки, вины и стыда, зависти и ревности. Чувства, которые принято замалчивать, ведь хороший педагог не чувствует негатива, он только «несет светлое, вечное». Педагогам, работающим с ранним возрастом, приходится сталкивать со своими внутренними ранними конфликтами и не всегда понятно, что это и что со всем этим делать. В итоге хорошие педагоги уходят из профессии, потому что, как им кажется они не справляются и ничего не могут дать детям. Когда есть место, где можно говорить и чувства становятся разрешенными, есть возможность почувствовать и понять, что произошло, и если это находится во взаимосвязях между трех групп (дети, воспитатели, родители), у нас есть возможность с этим поработать.

 

Если напряжение педагога уходит за пределы актуальной профессиональной ситуации, я рекомендую посещать индивидуальную терапию. На момент работы супервизионной группы из 10 человек в терапии была только одна участница (посещала группу) на сегодняшний день пошли в терапию еще 6 человек. Это позволяет работать с профессиональными вопросами, не проваливаясь на личный уровень и не превращать супервизию в личную терапию.

 

За время работы профессиональной (супервизорной) группы (более двух лет) были решены очень важные задачи: это выгорание педагогов, взаимоотношения между сотрудниками, были закрыты проблемы с текучкой кадров, психологическим самообразованием и развитием. Были решены вопросы в построение эффективной работы с родителями, их запросами и тревогами. И конечно же, ради чего создавалась группа, это создание почвы для роста и развития детей.

 

На мой взгляд работа в группаналитических группах необходима всем категориям педагогов. Где педагог развивает глубокое пониманием психических процессов ребенка, работает со своим психическим состоянием и может создать надежные, здоровые, принимающие, понимающие и поддерживающие отношения.  Это важнейшим фундамент в построении новой школы, в которой ребенок может развиваться в ресурсного взрослого, который способен стать успешным в самом широком смысле.

back