Наберись группа, большая и маленькая. Проблема набора группы начинающим группаналитиком

Наберись группа, большая и маленькая. Проблема набора группы начинающим группаналитиком
АННА СМОРОДИНОВА

Я планировала этот доклад, еще в довоенное время, задолго до начала событий, которые показали не только, что у человеческой деструкции нет дна, но и что мы действительно живем в большой группе. Мировое сообщество объединилось против врага в лице России, а Россия оказалась в роли агрессора и изгоя. Это опыт, который нам предстоит осмыслить и пережить. А группа представляется лучшим местом для такой работы

Группаналитики проходят серьезное и долгое обучение через собственный опыт. Мы сидим в группе и пропускаем теорию через себя. Очень постепенно опыт и знания соединяются в объемную картину. И у каждого она будет своя. Но есть одна задача, которая не связана напрямую ни с собственной терапией, ни с знаниями, ни с опытом - это набор группы. 

 

 Нам в НИГрА повезло учиться у мастеров из разных стран и социальных контекстов. Какие-то из них ближе к нам, какие-то дальше. На семинарах мы обсуждали тонкости работы в группе и часто возникал один и тот же вопрос: а как вы набираете группы? - адресованный спикеру. Коллеги из за рубежа рассказывали о клиниках, в которые к ним приходят люди. Или о страховке, в которую включена психотерапия. Но главное - о наборе говорилось очень мало и даже как-то, на мой взгляд, растерянно. 

 

Постепенно у меня появлялось и крепчало ощущение особенности нашего, начинающих группаналитиков, положения. Социальные институты в РФ не регламентируют нашу деятельность, государственные учреждения, за редким исулючением, не оказывают психотерапевтических услуг и поэтому в большинстве своем мы работаем в частной практике и у нас специфичные этические и технические условия самопредъявления. А еще сюда можно добавить отсутствие потока клиентов. Да просто их отсутствие. При этом каждому из нас нужен не один человек, а группа, для того, чтобы перейти из клиентской позиции в профессиональную. 

 

Группаналитику, как и психоаналитику, положено быть загадочно закрытым. Не проявлять свои пристрастия. Быть символизирующим и контейнирующим. Хорошо различать доэдипальный и эдипальный уровни. Ориентироваться в теории и доверять интуиции. Группаналитик не может, как мне казалось, вести обычный блог, потому что это мешает быть в терапевтической позиции. Он не может звать к себе в группу, потому что люди должны приходить сами. В группе должны быть люди разных полов, опытов, возрастов и запросов. Группа из терапевта и клиента группой не считается, как бы того ни хотелось. Профессионал должен быть магнитом для клиентов, а не нуждающимся в них человеком. Продвигать себя стыдно, сложно и вообще, звучит страшно. Можно было бы накидать сюда еще массу вариантов того как должно быть, но тут я оставлю место для ваших фантазий и чувств. 

 

Все перечисленное отчасти плод моего воображения и невроза, отчасти действительно полезные позиции, завещанные мастерами, но все они никак не отвечают на ключевой вопрос - как набирать группу, если у тебя нет тех из кого ее набирать. 

 

Группанализ удивительная профессия, в которой мы погружаемся на невиданные глубины психологической жизни и ходим, бродим там в хорошей компании и даже без скафандров. Мы годами раскрываем сундуки с сокровищами, увеличиваем уровень воды в мировом океане своими слезами и личностно зреем. На этой глубине становится комфортно и безопасно жить. Оттуда у всего есть смысл. Но вот только я стала замечать, что в разговоре с людьми, которых мне хотелось бы видеть в своей группе, этот слой воды между нами очень затрудняет понимание. Я говорю: группа - это естественная среда жизни для человека и с ее помощью можно трансформировать саму ткань своей жизни, - а меня слышат: буль, буль, буль, долго, трудно, и не понятно что делать. 

 

Итого, я пытаюсь сказать, что групповой анализ сложен в освоении и в объяснении. Насколько он привлекателен для специалистов, настолько же может быть непонятен людям вне психоаналитической гравитации. Получить образование, создать место для группы, открыть дверь в кабинет и впустить тех, кому нужна группа - в моем случае не получилось. Это заставило меня думать, что же происходит и что делать. 

 

Я выделила набор группы как отдельный и особенный процесс, потому что именно этот этап нанес мне больше всего ударов по профессиональной самооценке и потому что этот этап может влиять на ощущение востребованности и состоятельности специалиста и на рабочие условия группы. Все, что происходит в группе относится к тому, что хорошо и много осмысляется группаналитиками, а пограничная фаза набора еще до недавних пор была сугубо индивидуальным вопросом. 

 

Набор группы - это пространство между кабинетом, супервизией, теорией и миром людей, которые ищут помощи, но в основном через вопрос “Что делать?” Даже чтобы просто оказаться на этом пороге, группаналитику нужно всплыть со дна, где он собирал жемчужины и подставить себя яркому солнцу маркетинга, проникающего уже во все сферы жизни. Шум, гам, продвижение и прочие сухопутные радости. На суше совсем иначе ощущаются вес и объем. Глубокое, полное смыслов “мы не лечим, а исследуем” теряет свое трансформирующее значение. По крайней мере в сравнении с “Счастливая жена и мама дает 5 правил как сделать отношения прекрасными”. 

 

Мои посещения суши были вынужденными, в глубине комфортней, но мне было любопытно. У меня сложилось впечатление, что везде и всюду применимы такие милые сердцу группаналитика ориентиры, как перенос, постепенность формирования контакта, сопротивления, присоединение, идентичность, а еще свободная беседа. Да и вообще свобода. У меня не получается пока что структурировать это в пошаговую схему, но может быть это и не нужно. 

 

В первую очередь хочу сказать об идентичности. Загадочное понятие, но осязаемое. Я понимаю ее отношения водителя и автомобиля: человек в машине чувствует ее габариты как свои, чувствует состояние и по звукам может понять до куда он сможет доехать, если что-то стучит или позвякивает. Есть некоторое Я и нечто образовавшееся вокруг него. Идентичность может быть расширена, дополнена, разрушена и сформирована. 

 

Для того, чтобы специалист мог выходить из кабинета и становиться видимым, идентичность группаналитика может быть дополнена ролью предпринимателя и маркетолога (извините за нестрогость понятий, я расчитываю на такую степень понимания, которая позволит каждому понять и не понять так, чтобы был повод к обсуждению) 

 

Предприниматель - это энергичная функция, живущая в поиске путей реализации идеи, потенциала, задачи, с целью заработать, приумножить и развить. 

Маркетолог - функция, которая ориентируется в том, на каком языке, как и через что говорить с людьми, которых она может видеть как потенциальных клиентов, целевую аудиторию и т.д. 

Сюда можно добавить еще Администратора, но кажется, он встроен в группаналитика с самого начала и отвечает за организацию работы. 

Группаналитик - специалист, его задача работать в кабинете с группой. 

 

Для меня является интересным, можно ли связать развитость этих функций со зрелостью Я, инстанцией, взаимодействующей с внешним миром? Но для меня очевидно, что наши клиенты будут выигрывать, идентифицируясь с терапевтом, обладающим таким осознанным разнообразием функций. Ведь часто люди, способные выдерживать множество сложных чувств, не могут связать свою эмоциональную жизнь с внешней. 

 

Перенос. Он может начаться задолго до встречи в кабинете, достаточно быть видимыми для потенциальных участников группы. Социальные сети, лекции, прямые эфиры, радио и т.д. Важно звучать своим голосом, своими мыслями, своими чувствами. Быть человеком, который способен терапевтом и наоборот. Люди присматриваются и прислушиваются, располагают свои проекции и фантазии. Как ни странно, не только отсутствие информации способствует фантазиям, но и ее наличие тоже. Кое-что из этих фантазий можно формировать - это, как я понимаю, и есть личный бренд, так популярный сегодня. 

 

Время работает на группаналитика. Специалист крепчает, связь с аудиторией формируется постепенно и основательно. Если ее поддерживать. Если демонстрировать свое постоянство и устойчивость через постоянство видимости и доступности (понятности), если прокладывать дорогу к своему кабинету. 

 

Сопротивление сопровождает нашу работу и нашу жизнь. Работа с ним в группе учит группаналитика замечать свое, в первую очередь, сопротивление, возникающее на каждом этапе набора группы. Я думаю, что здесь может быть применимо деление на Ид, Я - сопротивления и сопротивления Супер-Эго, которое знакомо нам под личиной “Синдрома самозванца”. К сожалению я не смогу развить эту мысль в данной статье, она требует внимания и объема. 

 

Принципы свободной беседы, как в группе, могут пригодиться как в подборе тем прямых эфиров, так и для того, чтобы выдержать неопределенность, когда тот или иной способ продвижения не дают ожидаемых результатов. Настройка на волну свободного плаванья позволит плыть дальше. Искать, пробовать. И говорить то, что приходит в голову. 

 

Ко всему сказанному хочу добавить кое-что от своего одногруппника и коллеги Михаила Ожиринского, который всегда подчеркивает важность нарциссического радикала для успешности группаналитика. Он хорошо ее ощущает и ему можно доверять. Мне больше знакома депрессивная сторона этой медали - когда достижения меряются большими размерами и грандиозными результатами (что разумеется ведет к разочарованию) и все маленькое теряет смысл. Маленькая группа, первые клиенты, небольшая аудитория, добытая трудами - все это под угрозой, если нарциссизм ранен. 

 

Но я так же хорошо знаю, что важен каждый маленький шаг. Так же как каждый час, проведенный в терапевтической группе приносящий новый опыт. Группаналитик, который хочет набрать группу может опираться на то, что у него уже есть, может расширить свои компетенции и просто себя самого. Это не обязательно будет просто и уж вряд ли быстро, но чертовски интересно. 

 

Хочу закончить свой доклад фразой одной внеземной цивилизации: Живите долго и процветайте.

back