Сотканы из одних чувств (Соединяя разное)

Сотканы из одних чувств (Соединяя разное)
ОЛЬГА ГАЛКИНА

Отрицательные последствия  различий культур среди людей хорошо известны на протяжении всей истории человечества. Она вся состоит из них.  Сегодня мы можем наблюдать это воочию.  Видим каждый день из новостей.

Хочу поделиться, что такое группаналитическая матрица для отдельных групп людей разных культур. О её возможностях соединять разное.

 

На первом потоке  НИГРа учились студенты из Новосибирска, Элисты, Москвы, Красноярска. Атеисты, православные, мусульмане, буддисты. Представители разных культур.

 

В межнациональной группе мы быстрее понимаем динамическую и семейную матрицу.

Движение идёт от частного к общему.

 

В процессе учёбы на основе своих проблем мы искали общее. Учились понимать и слышать себя, свои границы, границы других. В больших и малых группах можно было задавать вопросы  в  большое пространство, где столько было намешано всего.

 

Думаю, что со мной согласятся все студенты нашего потока, что на всем протяжении обучения, мы видели  различие культур,  и это позволило нам  наглядно погрузиться в мощные процессы в разных культурных группах. В частности в нашем потоке была большая группа калмыков.  Другая национальность, другая вера.

 

Элиста до начала учебы была просто точкой на карте. А тут вошел, даже ворвался целый мир.  Шумный, не скрывающий эмоций, громкий мир с калмыцких просторов.

 

А с другой стороны мы  – сибиряки.

 

В Сибири живёт много народов из разных краёв. У многих Сибирь ассоциируется с холодом.  

 

Но  у меня Сибирь в первую очередь ассоциируется  с тайгой. Её много, она везде. В лесу ходить надо тихо, удивляться молча, про себя, осторожно ступать, зорко смотреть по сторонам. Каждый раз думать – опасен ли встречный зверь, человек, растение. Можно ли  с ним перезимовать, подружиться, извлечь пользу для себя. Какая у него реакция на тебя.   

 

Долгие зимы диктуют  экономный расход энергии, топлива, иначе не хватит до весны.  И чувства выдаём дозировано, экономно. Не всем. Только проверенным. Такой вот подход. Но если остался жить, то Сибирь всех переплавляет в сибиряков.  Всех принимаем. Пытаемся понять, что за люди, как смотрят на мир, на жизнь, о чём думают долгими зимними вечерами за чашкой чая.  Приезжие подстраиваются под неспешный ритм Сибири.

 

На группе  же  произошло стремительное  соприкосновение с другим народом, культурой.  Примчался быстрый друг степей. Степь – простор бескрайний. Скачи, кричи, смейся. Далеко всё видно и слышно, хорошо всё видно, тепла много.  Всё на виду. Не то, что в тайге – ту же  ягоду чтобы найти, порой надо высокую траву раздвинуть, под нужный куст заглянуть. Да  ещё не спутать с ядовитой.

 

И так как я сибирячка, то мой личный опыт – осторожно присмотреться.

 

Присматривалась. Словно пыталась понять - калмыки гости или нет?

 

Они держались плотной, громкоговорящей группой, больше общались между собой.  Слегка пугали своей свободой выражения чувств. Для меня было очень не привычно. Вот так сразу их показывать.

 

Калмыки ехали в Сибирь тоже с опаской, любопытством. Какая она Сибирь, сибиряки? Место высылки их народа. Место гибели многих калмыков.

 

Но в то же время и место, где они получили тепло  сибиряков и смогли выжить, продолжить свой род.  Для многих  калмыков, именно Новосибирск, является важным и значимым местом для их рода. У некоторых участников нашего потока в Сибири родились родные за время ссылки.

 

Приезд в Новосибирск, мне кажется,  очень помог  им для проработки транскультуральных травматичных переживаний своего народа.

 

Группа   стала местом для проживания коллективной скорби своего народа. Местом осознания, что значит утрата своих  культурных и социальных корней, неизвестность. Местом понимания -  какая долгая боль стоит за этим.

 

Они в Сибири, в группе нашли безопасное место для  возможного отражения этой боли и возможность примирения с ней.

 

А также думается, что сами калмыки осознали, как много сделали их родные – переселенцы для сохранения идентичности калмыков. Как они всё бережно сохранили, сохранили себя в Сибири, вернулись в Калмыкию калмыками, а не сибиряками.

 

А нам позволили глубже понять, и воочию столкнуться с чувствами  целого народа – переселенца, не по книгам, а что называется «в живую».

 

Тем более это было ценно для меня, так как Сибирь – край  ссыльных, переселенцев, арестантов. Многие вещи скрывались, замалчивались из-за страхов почти в каждой сибирской семье. Историю своих семей узнать практически невозможно. Страх закрывал всё – и слова и чувства.  Я  очень мало знаю, например,  про свою семью. И поневоле мы лишены истории своих семей. Это  тоже большая семейная травма.  На многие вопросы в ответ тишина и молчание.

 

На группах была возможность прожить много историй и чувств калмыков. И попытаться обратиться к своим, глубоко спрятанным чувствам. У нас была возможность получить уникальный опыт транскультурального общения, и мы его получили. Постепенно вместе проживая чувства, мы открывались друг другу. Постепенно уходило недоверие.  Становились ближе, роднее. Возникло действительно  чувство родства между народами.  Получили возможность прожить опыт потерь и надежды.

 

Поездка в Элисту, наверное, была переломным моментом. Всё тепло калмыцкого народа, вся благодарность сибирякам за то, что когда-то спасли их народ – всё это каким-то широким и мощным потоком гостеприимства и благодарности вылилось на нас. Эмоциональные связи стали прочными и крепкими в группе студентов.

 

Группа  и групповой анализ  открыли наши сердца, глаза и чувства. Мы совершили увлекательное путешествие в другую культуру. И учились выходить на более зрелые общие отношения.  Учились, как во благо использовать культурологические различия. Группа давала возможность безопасно убрать руку от своих семейных матриц и входить в пространство «здесь и сейчас», в динамическую матрицу, через систему правил проведения группы.

 

Группа позволила построить более глубокие связи с людьми  другой культуры. Понять их национальную боль.  Частичное совпадение интересов, то есть общая боль на группе стирала абсолютное различие между нами. Общая боль, общее сопереживание объединяли.   Формировались общегрупповые связи. Возникала братская общегрупповая терпимость и принятие других.  Мы с тобой одной группаналитической крови – можно так сказать. И тогда различия в нациях  неважны. На первый план выходят чувства, которые не имеют национальностей.  Важны чувства, которые испытывает любой человек из любой культуры. И это всех нас объединяло во время учёбы. Помогло бережно и уважительно увидеть различия, признавая их место. Использовать нашу общность не во вред, не для разобщения, а  для объединения, не отрицая её. В чувствах мы все равны. Группа предоставляет пространство для отработки навыков взаимодействия. Для понимания различий и нахождения общего. Общее у всех людей – чувства. Смеются и плачут все одинаково.

 

Подводя итог можно сказать, что  группа может быть хорошим переходным мостом от чувства потерянности, настороженности при встрече с другой культурой к чувству  общей принадлежности, к общему мироощущению. Группу можно рассматривать как  пространство, куда вплетаются чувства всех участников для  обогащения себя и одновременно других элементами разной культуры.

back