Взаимоотношения с собой как с другим

Взаимоотношения с собой как с другим
ВИКТОРИЯ НЕЖЕНЦЕВА

Во многих странах мира социальное дистанцирование стало новой нормой. Люди привыкают общаться по-новому, даже если это только временно. Можно сказать, что физическая и социальная изоляция заставила нас переосмыслить, что такое понимание и близость — не только с семьей или друзьями, но и с самими собой. Сейчас людям как никогда важно быть вместе с другими и заботиться о себе

Растет тревожность — россияне волнуются о своем здоровье. Запрос «ипохондрия» за последние три месяца стали вводить чаще. Но по данным исследования «Отношение россиян к коронавирусу и изменения в потреблении товаров» от Ipsos и Google, экономический кризис кажется россиянам проблемой поважнее .  Пятая часть россиян рада проводить время с семьей, но 11% населения чувствуют себя одиноко. В последние три месяца актуален запрос «онлайн-бар». Данные YouTube показывают, что пользователям интересно, как можно вместе пережить карантин.«Вместе» — тема видео, которая возникла на YouTube сама по себе и стала популярной в последние 10 лет. пулярности запроса «психолог онлайн».

 

Возникает вопрос: «Вместе с кем?». Можно ли выстроить отношения с другими не выстроив отношения с собой? Что такое отношения с другими? Отношение в социологии, психологии, антропологии — связь или взаимодействие людей, или их сообществ между собой или характерная направленность их действий.

 

По данным исследования We Are Social на начало 2020 года более 4,5 миллиарда людей пользуются интернетом, а аудитория социальных сетей перевалила за отметку в 3,8 миллиарда. Почти 60% мирового населения уже онлайн. Среднестатистический пользователь проводит в интернете 6 часов 43 минуты каждый день.

 

Мы с уверенностью можем говорить, что виртуальное пространство стало частью новой реальности современного субъекта. И это уже не просто использование нового вида связи или обращение за информацией. Это полноценное взаимодействие, которое представляется как Обмен. Оно нагружено влечениями, представлениями, аффектами. Там располагается часть памяти, субъект оставляет там следы. Внутренне пространство стало виртуальным.

 

Что из себя представляет граница в этом контакте? Где внешняя, где внутренняя поверхность у каждой из этих двух систем: субъекта и виртуального?

 

Обозначим важные, опорные моменты концепций Д. Аньзе и З. Фрейда, благодаря которым родилось понятие Я-кожи, как границы. При разработке своих идей Д. Анзье опирался прежде всего на вторую топику З. Фрейда и его представления психическом аппарате. Ключевыми отправными пунктами для него стали:

 

1. Метафора пузыря, оболочки, которой пользуется З. Фрейд для изображения психического аппарата в работах «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно».

2. Предчувствие о структуре этой оболочки как наложении двух слоев, которое З. Фрейд описывает еще в «Наброске психологии» задолго до второй топики. Слой внешний («экран для отражения количеств внешних возбуждений»), слой внутренний (сеть «контактных барьеров, своеобразного решета для фильтровании качества внешнего и внутреннего»).

3. «Место» Я во второй топике Фрейда, которое по сути находится на границе психического: «Мы сказали, что сознание — это поверхность душевного аппарата, то есть мы его отнесли как функцию к некой системе, которая пространственно является первой от внешнего мира. Пространственно не только, впрочем, в смысле функции, но на этот раз также в смысле анатомического расчленения».

 

«Я эксплицитно обозначается как психическая «оболочка». Эта оболочка не только контейнирующий мешок; она играет активную роль в установлении контакта между психикой и внешним миром, а также роль сборщика и передатчика информации», – подчеркивает Д. Анзье.

 

4. Тактильность Я. «Собственное тело, и особенно его поверхность, является местом, из которого могут исходить одновременно внешние и внутренние восприятия. Оно видится как посторонний объект, но в то же время оно дает прикосновению ощущения двух типов, один из которых может быть равным внутреннему восприятию».

 

Д. Анзье обращает наше внимание на биполярность тактильного, которая выражается в том, что оно поставляет одновременно восприятие «внешнее» и восприятие «внутреннее». Я чувствую объект, прикасающийся к моей коже, и в то же самое время чувствую свою кожу, к которой прикасается объект.

 

В этих координатах и рождается понятие Я-Кожа, как «…некая конфигурация, которую Я ребенка использует, основываясь на своем переживании поверхности тела, на протяжении ранних фаз своего развития для репрезентации самого себя в качестве Я, контейнирующего психическое содержимое…».

 

Кожная оболочка, создающая основу для Я-кожи, — самая важная в структурном плане, но она не исключает другие типы оболочек, опирающиеся на иные сенсорные модальности (оболочка сонорная, визуальная, обонятельная) или на другие функции(оболочка сновидения, оболочка памяти…).

 

Д. Анзье в своей работе «Я-Кожа» пользуется словом интерфейс в значении первичной общей кожи матери и ребенка. С одной стороны этого интерфейса – мать, с другой – ребенок. Внешняя оболочка этой кожи – материнское окружение, которым обволакивается младенец. Она состоит из сообщений и откликов на него, формирует у него представление о собственной уникальности через признание его сигналов. «Эта общая кожа, переключая их одного на другого, обеспечивает между двумя партнерами коммуникацию без посредника, взаимную эмпатию, адгезивную идентификацию: уникальный экран, входящий в резонанс с ощущениями, аффектами, ментальными образами, жизненными ритмами их обоих».  По мнению Анзье, интерфейс трансформирует психическое функционирование в более открытую систему, что ведет мать и ребенка к более и более самостоятельному функционированию. Но интерфейс держит двух партнеров во взаимной симбиотической зависимости. Следующий этап требует стирания этой общей кожи и признания того, что каждый имеет собственную кожу и собственное Я, что не происходит без сопротивления и боли.

 

Мы не уверены, что можем использовать понятие интерфейс только в этом смысле, так как для понимания контакта человек-виртуальность должны будем оттолкнуться от его исходного значения: граница между двумя функциональными объектами, совокупность средств, методов и правил взаимодействия между элементами системы.

 

Под системами мы понимаем психический аппарат и систему виртуального. Обмен между ними опирается на 2 уровня взаимодействия: предметно-телесное (рука-кнопка, рука-экран, взгляд-экран и т.д.) и психически-программное (импульс – отклик). Попробуем проследить за этим контактом на этих двух уровнях.

 

Виртуальное окружение часто теперь если не обволакивает, то как минимум регулярно прикасается к младенцу практически с момента зачатия.

 

Первая «встреча» с экраном происходит еще до рождения ребенка во время процедуры УЗИ. Прикосновение ультразвуковой волны, которая переносит результат прикосновения на экран в виде изображения словно говорит: «Смотри, каким ты можешь быть». Младенец уже не совсем внутри матери и в слиянии с матерью в эту минуту.

 

Следующей важной встречей является встреча с экраном телефона, планшета. С первых минут жизни еще в роддоме все большее количество младенцев встречаются с ним. Их изображения и видео, обработанные или нет, отправляются в сети. Возможно, имеет значение, что это материнский экран. Материнское окружение как бы предоставляет свое виртуальное пространство, свой аккаунт, свой экран для осуществления контакта с виртуальностью. Этот экран и видит, и слышит, и запоминает. Возникает вопрос – является ли этот экран, коммуникацией через посредника? Нарушением того прямого контакта, нарушением оболочки окружения? Или это коммуникация с виртуальной Я-Кожей Матери, которую она «одалживает» младенцу, которой она также окружает его с первых дней его жизни.

 

Экран девайса этой матери уже является частью ее руки, частью ее взгляда, частью ее голоса. Он встает между – между лицом матери и лицом младенца, и в чем-то аннулирует ее, но обещает чуть больше, чем может дать действительная мать. Этот экран – причина и потенция возможной матери, Богини Virtus, благодаря которой потенциальное становится актуальным.

 

Акт появления личного экрана, который совершается все раньше, может означать приглашение к признанию того, что у ребенка есть своя виртуальная Я-Кожа. Нагружаясь постепенно влечениями и фантазмами, она все больше становится частью телесного и психического Я.

 

Этот «орган», предположительно, достаточно нагружен влечением смерти – навязчивое повторение одних и тех же действий, жест смахивания, открытие и закрытие приложений – все это крайне похоже на описанный Ж. Швеком принцип добровольных галерщиков, использующих самоуспокоительные приемы, не дающие удовлетворения, не дающие разрядки.

 

О влечениях либидо пока сказать трудно, т.к. мы в начале пути. Сейчас, можно предположить, что это влечения, направленные на некое множество возможных, на бесплотную надежду овладеть фаллосом идеального, очень близки к сублимации, которую мы наблюдаем в творчестве. И это ставит перед нами вопрос – является ли виртуальная Я-Кожа той же оболочкой, через которую субъект взаимодействует с собой, как с другим в мире фантазий, виртуальном пространстве.

back