Работа с младшими подростками в группе (или Работа группаналитика с младшими подростками)

Работа с младшими подростками в группе (или Работа группаналитика с младшими подростками)
ГУЦЕВА ТАТЬЯНА

Группа для младших подростков: необходимость и уникальность. Причины, по которым стоит посещать психологическую группу именно в подростковом возрасте. Особенности работы с подростками. Трудности, с которыми пришлось столкнуться. Эффективность работы с подростками.

Введение

 

Работая более 20-ти лет с детьми и подростками в индивидуальном формате (за исключением работы с целыми классами в школе) и обучаясь в Новосибирском институте группового анализа (НИГрА),  я пришла к выводу, что стоит попробовать объединить их в группу и посмотреть эффективность такой работы.

 

 

Основной текст

 

То, что подросткам нужно психологическое сопровождение кажется очевидным.  Когда мы  говорим о подростках, мы чаще имеем в виду возраст от 13 и старше, когда все признаки подросткового возраста видны.  Но реалии таковы, что этот возраст тинейджерства начинается не с 13, а намного раньше. Иногда с 10 лет. В это время ребята заканчивают начальную школу, в 5 классе меняется статус школьника, он переходит в среднее звено, новые учителя, больше самостоятельности. Кто-то в это время меняет школу. Тревожность ребенка увеличивается, вплоть до школьной дезадаптации, может снижаться школьная успеваемость. Возникает много чувств по поводу отношений с одноклассниками, учителями, родителями, сиблингами.  Кроме того, в организме ребенка начинаются гормональные и важные психические изменения, которые иногда пугают ребенка, и ему не с кем об этом поговорить. Тема общения особенно остро стоит в этом возрасте. В подростке еще очень много детского, импульсивного, его действия часто необдуманны. И группа помогает эти действия проанализировать и рефлексировать. В общении со сверстниками (в группе) подросток видит, что он не один такой, и может обсудить это с другими ребятами. Он видит себя в других, как в зеркале. В группе ребенок учится хранить секреты, так как то, о чем мы говорим на группе – конфиденциально. Также мы учимся общаться, развивать свои коммуникативные навыки (говорить самому и слушать других, откликаться на рассказ другого) в безопасной среде. Для кого-то именно это было решающим фактором посещения группы. Ну и конечно, много времени мы посвящаем  работе с чувствами, учимся их называть и различать. Очень много тем всплывает во время работы, ведь в отличие от тренинга и упражнений, которые предлагает ведущий, здесь нет определенной заданной темы и мы идем за тем, что возникает в группе. Атмосфера спонтанности и творчества завораживает. Как история или тема развернется – никогда нельзя предугадать.  Эти темы вызывают резонанс на группе и всегда имеют отклик, поддержку. Иногда отклика нет, и ребята об этом прямо так и говорят: «Интересно, но у меня не откликается, у меня ничего подобного не было». Также ярче и четче, а иногда и впервые возникает тема половых различий, справедливости. Это так искренне и так глубоко, что иногда забываешь, что общаешься с подростками.

 

Чего я опасалась, набирая группу подростков? Того, что кто-то может передумать и бросить ходить. Это было, несколько человек отсеились, не успев почувствовать ценности группы. Но такое могло произойти и во взрослой группе. В период пандемии пришлось перевести группу в онлайн режим. Я очень переживала по этому поводу, тревожилась, боялась, что группа развалится. Но этого не произошло. Наоборот, получилось так, что на втором году ребята стали учиться в разные смены и онлайн стало спасением. Кроме того, такой формат позволил добавить участников из других городов. Не удалось набрать группу из 6-ти участников. Максимально было 4. Поэтому не все процессы удалось отследить.

 

Как я могу отследить эффективность работы. Прежде всего – это то, о чем говорят ребята, когда я спрашиваю о том, в чем ценность группы. Говорят о дружбе, об атмосфере доверии, о том, что здесь можно говорить на любую тему, и тебя поймут. Что, рассказывая другим и слушая других можно многое понять для себя, увидеть и услышать разные точки зрения. Ценно, что группа разнополая и разновозрастная.

 

 

Заключение

 

Вообще, подростковый возраст считается самым сложным, самым трудным кризисом в жизни человека. И помочь ребенку прожить его в сопровождении опытного специалиста и группы сверстников – дело, которое раньше было недоступно. Кружки и секции – это хорошо, но когда это группа, сосредоточенная на общении и чувствах, где нет заданной темы и где подросток может самовыразиться – это дорогого стоит.

back